Игровые методы обучения экономическим дисциплинам

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их виды:

  1.      Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Так, в компьютерной деловой игре «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» имитируется организационно-экономическая деятельность условной организации. Участники игры разрабатывают основные этапы своего производства, сбыта продукции, взаимодействия с внешней средой. Активно применяется в Вятской ГСХА [1].
  2.      Сюжетно-ролевые.В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. Использую в своей деятельности. Студенты на дисциплине основы банковского дела делятся на клиентов банка и его работников (операционные и кассовые) и имитируют, проводят банковские операции. При этом проводят консультации клиентов, оформляют необходимые банковские документы. Далее оценивается по бальной методике поведение банковских работников и клиентов, как профессиональные навыки, так и уровень психологической подготовки.
  3.      Инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» – например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий. В качестве примера из практики деятельности экономического факультета ВГСХС можно привести обучение студентов основам дисциплины рынок ценных бумаг при поддержке некоммерческой общественной организации «Молодежный центр изучения финансовых операций» (МЦФО). Нами регулярно проводится деловая игра, имитирующая совершение операций на бирже ММВБ в реальном времени посредством компьютеров, подключенных к сети Интернет и установленного специального программного обеспечения. Каждому студенту открывается виртуальный счет на 100 тыс.руб., которыми он может распоряжаться в течение учебного семестра на приобретение акций ликвидных российских компаний. Участник игры учится получать прибыль от операций на рынке с использованием собственных и привлеченных виртуальных средств с учетом анализа рыночной информации, проведения технического анализа встроенными программными средствами [1].
  4.      Организационно-деятельностные.В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. Дисциплина «Финансы», предлагается тема «Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России». Вначале преподаватель излагает материал. В заключение урока делаются выводы по изученному материалу, и предлагает студентам ответить на вопрос: «Какие бы способы борьбы с инфляцией предложили вы?». Выслушав мнение, подводятся итоги и делаются соответствующие выводы. Студентам задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов (государство по выбору), сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлемый выход из неё. Ответ обоснуйте. Итак, в ходе занятия студенты получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.
  5.      Деловые тренинги и мозговые штурмы: формирование творческого экономического мышления, когда обучающиеся должны самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества у студентов, воспитание уважения к чужому мнению. Например, по дисциплине финансы. Предлагается тема «Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России». Вся группа делится на две группы, так, чтобы в каждой группе были и сильные, и слабые учащиеся. В группу генераторов должны входить учащиеся с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. В группу аналитиков включаются их товарищи, способные рационально, критически оценить суть предложенной идеи. На обсуждение выносится вопрос: Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией? Ответ обоснуйте.

Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.

Итак, деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра имеет свои особенности, обуславливающие её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Литература

1. Внедрение в учебный процесс вузов современных образовательных технологий: Сборник научных трудов четвертой межвузовской конференции. [Текст]// - Киров. Вятская ГСХА. – 2008. – 117с.

2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Текст] // – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2008. – 244 с. 





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Игровые методы обучения экономическим дисциплинам
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Игровые методы обучения экономическим дисциплинам