Как и чему учила сельская школа три поколения назад

Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir Serafimovich – доктор социологических наук, профессор,

кафедра природной и техносферной безопасности,

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина

 

Аннотация: использование личных источников (мемуаров, дневников) приобретает все большее значение в культурологических и исторических исследованиях. В статье анализируются мемуары, повествующие о жизни и учебе в сельской школе.

Abstract: The use of personal sources (memoirs, diaries) is gaining importance in the cultural and historical studies. The article analyzes the memoirs telling about living and studying in the village school.

 

Ключевые слова: земская школа, ученики, обучение.

Keywords: zemstvo school, students, training.

 

Подчас мы не можем представить, сколько предметов быта, детских игр, школьных учебников, мелких деталей повседневности кануло в вечность. Читая художественную литературу можно встретить непонятные термины со сносками, их поясняющими. Но каково читать воспоминания своего деда о жизни 125 лет назад, обнаруживая, что непонятные тебе сегодня вещи, были для него обыкновенными, не требующими никаких пояснений.

Мой дедушка, Свечников Вениамин Димитриевич (1881-1961), прожил интересную, наполненную яркими историческими событиями, жизнь. Он окончил три класса земской школы в селе Натальино, Самарской губернии. Затем учился в Самарской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословских наук в 1909 году [1]. Первую мировую войну и Октябрьскую революцию он встретил в Петрограде. С 1930 года он с семьей поселился в Саратове, где до пенсии проработал заведующим учебной частью педагогического училища. На закате жизни дедушка записал три толстых тетради своих воспоминаний. В настоящее время я сканирую и перепечатываю текст из этих тетрадей. Особенный интерес для меня представляют описания дней учебы дедушки в различных учебных заведениях. Такой источник исторического знания личного происхождения, на мой взгляд, представляет несомненный интерес для социологии повседневности, культурологии, педагогики начальной школы. Вот так дедушка описывает самые ранние годы своей жизни и учебы.

«… В селе Натальино мой отец, Димитрий Федорович Свечников, был учителем (и директором) земско-общественного училища. Жили мы в особом при школе деревянном домике, состоящем из двух комнат и отдельной, через холодные сени, кухни. Жалованье, как тогда называлась зарплата учителя, было небольшое, 37 руб. 50 коп.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Как и чему учила сельская школа три поколения назад
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Как и чему учила сельская школа три поколения назад