Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте*

 

Данная теория «ключевых понятий» медиаобразования заняла серьезные позиции в британской и мировой медиапедагогике, и пользуется поддержкой у современных педагогов-практиков. «И хотя в британской медиаобразовательной школе нет единства мнений, она остается одной из самых влиятельных не только в Европе, но и в мире» [7, c.68].

К. Бэзэлгэт привела простой наглядный пример обучения медиа в опоре на вышеперечисленные «ключевые понятия» при работе с фотографией финиширующих женщин-атлетов, заимствованной из прессы. Соответственно, общие «ключевые понятия» применительно к данному частному примеру, К. Бэзэлгэт конкретизирует следующим образом:

1.   Кто сделал данную фотографию и зачем? (Агентство);    

2. Какого рода эта фотография: семейное фото, иллюстрация к книге или «профессиональное» фото для газеты или фоторепортаж? (Категория);

3.   Как создана эта фотография? (Технология);

4.   Что помогает мне понять смысл этой фотографии: особенности её композиции, четкость изображения, контраст и т.п.? (Язык);

5.  Кому адресована эта фотография? (Аудитория);

6. Что говорит эта фотография об изображённых на ней женщинах-спортсменках? (Репрезентация) [4, pp. 202-203].

При анализе данной фотографии в опоре на поставленные вопросы, ученики могут сделать примерно следующие выводы соответственно:

1.  Автор фото и заголовок указаны возле композиции, как это принято в прессе; а вырезка газетной статьи, которую иллюстрирует это фото, поможет им узнать, что оно взято из газеты «Гардиан».

2.  Эту фотографию можно классифицировать как «фотохронику» на странице спортивных новостей в газете.

3.  Это черно-белая фотография, сделанная с использованием ракурсного сокращения предмета с помощью телеобъектива.

4.  Язык фото тесно связан с заголовком («Победная процессия»), который явно указывает на лидеров забега. В отсутствии заголовка, особенности композиции акцентируют внимание на победителях спортивного забега.

5.  Очевидно, что фото адресовано тем читателям газеты «Гардиан», которые интересуются новостями спорта.

6.  Главную идею этого сюжета можно трактовать по-разному: вероятно, что для некоторых читателей – это убедительный и ободряющий образ сильных и успешных спортсменок, а для других – нечто неприемлемое с точки зрения традиционного понимания женственности [4, p.203].

Еще один известный представитель культурологической теории медиаобразования – Эндрю Харт (Andrew Hart, 1948-2002) также был активным сторонником культурологической теории медиаобразования. Э. Харт был одним из лидеров Всемирного Совета по медиаобразованию (World Council for Media Education), руководителем исследовательской программы «Евромедиапроект» (EuroMedia Project).

В своей известной монографии, посвящённой проблемам медиаобразования, – «Понимая медиа» (‘Understanding the Media’, 1991), Э. Харт рассмотрел некоторые важные проблемы медиапедагогики: о месте медиаобразования в современном учебном плане школы; соотношение теории и практики в медиаобразовании; критерии оценки; исследование медийных аудиторий; перспективы развития медиаобразования.

Э. Харт утверждал, что медиаобразованная личность знакома с пятью основными принципами медиапедагогики:

1.   медиа не просто отражают или копируют мир, выбор, анализ и создание медиатекстов происходят в сложном процессе редактирования и переосмысления сообщений;

2.  зрители  не пассивны и предсказуемы, а активны и переменчивы в их реакциях на медиатексты;

3. содержание медийных сообщений определяются не только производителями и  редакторами, правительством, рекламодателями и медиамагнатами, но и аудиторией;

4.  медиа содержат множество различных форм, технологий, языки и влияния [5, p.8].

Более того, он полагал, что «медиаграмотность означает нечто большее, чем просто реакцию на медийные сообщения. Она также означает понимание того, как они функционируют, чем они отличаются от личного опыта и чем они отличаются друг от друга. Она означает изучение доминирующих стилей медийных сообщений, а также способность при необходимости их использовать» [5, p.9].

Культурологическая теория с акцентом на развитии общекультурного кру­гозора, критического мышления и самостоятельных суждений аудиторий в отно­шении медиатекстов особенно популярна в Великобритании. Ее характерные черты – расширение диапазона изучаемой медиакуль­туры, более глубокий и системный (полифункциональный) подход к анализу и интерпретации медиатекстов с учетом различных социокультурных факторов. Отсюда главная задача медиаобразования в контексте данной концепции – расширить кругозор ребенка, познакомить его с различными видами и жанрами медиа, с произведениями медиакультуры, развивать медиатворчество с целью са­моразвития и самовыражения ребенка.

Литература

     1.Buckingham, D. (1987). Theory and Practice in Media Education. In: Alvarado, M. and Boyod-Barrett, O. (Eds.). Media Education: An Introduction. London: BFI Publishing, pp. 63-68.

     2.Buckingham, D. (Eds.). (1990). Watching Media Learning: Making Sense of Media Education. London, New York, Philadelphia: The Falmer Press, 234 p.

     3.Buckingham, D. (1991). Teaching about the Media. In: Lusted, D. (Ed.). The Media Studies Book: A Guide for Teachers. London and New York: Routledge, pp. 12-35.

     4.Bazalgette, C. (1992). Key Aspects of Media Education. In: Alvarado, M. and Boyod-Barrett, O. (Eds.). Media Education: An Introduction. London: BFI Publishing, pp. 198-205.

     5.Hart, A. (1991). Understanding the Media: A Practical Guide. London and New York: Routledge, 268 p.

     6.Bazalgette, C. (Ed.). (1989). Primary Media Education: a Curriculum Statement. London: BFI.

     7.Федоров А.В. Медиаобразование в Соединённом Королевстве и Ирландии // Медиаобразование. 2006. № 4. С. 61-91.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте*
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru