Лингвостилистические подходы к изучению языкового стиля писателя

Теоретические достижения современной лингвистики, лингвистики текста, лингвостилистики, единство объекта исследования (художественный текст), единство общеметодологической базы отечественных лингвостилистических исследований являются ведущими принципами материалистической диалектики. Диалектика категорий общего и отдельного обусловливает ориентацию лингвостилистических исследований художественного текста на текст как неразрывное единство формы и содержания.

Н. Купина подчеркивает, что «поскольку специфика языковой формы заключается в ее содержательности, лингвистический анализ, ориентированный на выявление сущности объекта, должен также быть содержательным».

Обоснование методики целостного лингвистического анализа художественного текста связано с осмыслением позиции языковой составляющей текста - единицы языка того или иного уровня, которая реализована в тексте. Н. Купина предлагает различать три статуса языковой составляющей текста:

1. Языковая составляющая, которая в изолированном виде обладает основными категориальными свойствами целого текста, имеет статус единицы текста.

2. Языковая составляющая, которая является членом внутритекстовой подсистемы (парадигмы), имеем статус компонента.

3. Языковая составляющая, которая не обладает категориальными свойствами текста и не является членом внутритекстовой подсистемы, имеет статус члена языкового множества. Статус члена языкового множества имеет также языковая составляющая, которая рассматривается в линейном ряду однопорядковых текстовых элементов. Изложенный подход определяет модель целостного лингвистического смыслового анализа художественного текста и позволяет конкретизировать предмет анализа на каждом этапе, что знаменует определенный уровень абстракции и определенную параллель с системой общенародного языка.

На первом этапе анализа предмет изучения – смысл отдельной языковой составляющей и множества линейно расположенных языковых составляющих (поверхностный смысл текста). Логика исследования определяется двумя идеями: соотнесенности языковых и речевых средств (нулевая степень абстракции), общей образности языковых средств - членов языковой множества.

На втором этапе анализа предмет изучения – многокомпонентное единство (подсистемы, парадигмы), что формируется в отдельном тексте. Здесь происходит отвлечение от линейной последовательности языковых составляющих (средняя степень абстракции). Языковая составляющая рассматривается в статусе компонента. Логика исследования определяется идеями соотнесенной текстовых и системно-языковых подсистем (средняя степень абстракции) и общей образности текстовых многокомпонентных подсистем.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Лингвостилистические подходы к изучению языкового стиля писателя
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru