О некоторых особенностях института выкупа невесты по осетинскому обычному праву

Условия и порядок развода в Осетии претерпели серьезные изменения после принятия частью осетин христианства, а другой частью – мусульманства. Несмотря на запрет разводов христианской церковью, они в Осетии встречались часто, в основном в тех случаях, когда обе стороны были согласны на это. Причиной развода в дооктябрьский период истории Осетии могло быть различие вероисповедания супругов. На практике, однако, таких разводов было немного. При разводе, как правило, возникали определенные юридические последствия для сторон. В первую очередь речь шла о судьбе уплаченного мужем ирада, который иногда составлял внушительную сумму. Судьба ирада решалась, исходя из конкретных обстоятельств. Обычаи регулировали также вопрос о детях. Как правило, при разводе дети оставались в доме отца.

Муж имел право когда угодно прогнать жену и получить от ее родственников половину уплаченного за нее ирада. В то же время муж не мог продать жену или кому-нибудь ее отдать. Определенные права и обязанности имела и жена. Например, если она не хотела жить с мужем и уходила от него, то ее отец или братья должны были заплатить оставленному мужу 45 коров. Если же она выходила замуж во второй раз, то новый муж должен заплатить прежнему также 45 коров.

Отец, обладая неограниченными правами над своими детьми, в то же время не имел права прогнать сына из дому без имущественного обеспечения, без выделения ему какой-то части семейного имущества. Этот обычай М.Ковалевский объяснял тем, что «семейное достояние не принадлежало отцу на праве собственности, и что совладельцем общего имущества наравне с отцом являлся и сын, который поэтому и должен был получить свой пай, свою определенную обычаем долю. В то же время отец не давал приданого своим дочерям, исходя из того, что часть семейного достояния не должна переходить в чужую семью. Он мог их только снабжать при выдаче замуж одеждой и утварью» [1, c. 294].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что по обычному праву осетин брак заключался как результат экономического расчета родичей, носил характер торговой сделки, выгоду от которого получали в основном родственники невесты.

Литература

  1.      Ковалевский. М. Современный обычай и древний закон. Владикавказ, 1995. Т.1.
  2.      Пфафф В.Б. Народное право осетин. Тифлис, 1871. Т. 1.
  3.      Чурсин Г.Ф. Осетины (этнографический очерк). Тифлис, 1925.
  4.      Смирнова Я.С.Семья и быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX в. Москва, 1983.

[1]Ирад (осет.) - выкуп за невесту.

 

Сертификат о публикации





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы О некоторых особенностях института выкупа невесты по осетинскому обычному праву
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru