Принципы педагогической техники в условиях современной школы |
Страница 2 из 2
Это возможно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала». Принцип открытости. 1. Не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Главное достояние школьника – не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов. Настоящее достояние школьника – жадность к познанию и саморазвитию. Ибо «образование не достигает точки насыщения» (слова, высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк) 2. Использовать в обучении открытые задачи. Открытые задачи (задачи, которые ставит перед человеком жизнь) – задачи, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? уменьшить вероятность аварии? увеличить прибыль предприятия?...), разные пути решения, набор вероятных ответов. В отличие от задач, решаемых в школе, так называемых «закрытых» задач, то есть имеющих точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Как утверждал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи. Учитель на уроке должен отслеживать такие параметры как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Для этого у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга. Именно эти пять основных принципов помогут достичь главной цели современного образования: учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи. Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей – учите их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества, в этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает на себе обычная массовая школа.
Список литературы:
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.