Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»

Особенности кластеров по сравнению с другими формами организации заключаются в следующем:

  •      необычно широкий состав участников;
  •      географический размер кластера может варьироваться от масштаба города до уровня страны или группы соседних стран;
  •      наличие синергетического эффекта;
  •      гибкость и динамичность функционирования;
  •      конкурирующие фирмы идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ» [1, с. 227].

Несмотря на то, что кластерная концепция во многом созвучна отечественному учению о территориально-производственном комплексе (ТПК), оба понятия отражают территориальное сочетание предприятий на определенной территории, которое за счет взаимной пространственной близости и связанности дает дополнительный эффект. Однако различия в этих понятиях значительные и существенные.

Чем отличается туристский кластер от кластеров прочих видов? Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) — в его маршрутной

территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер.

Доминантой туристского кластера может быть как объект инфрастру120

ктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера — это наличие или появление маршрутов и туристских потоков» [4, с. 164].

Таким образом, применяя кластерный подход к развитию региона, необходимо пройти следующие этапы:

  1.    Определить территорию туристского кластера на основе анализа основных конкурентных преимуществ региона.
  2.    На выделенной территории провести районирование как природное, так и социально-культурное, выделить районы, где конкурентные преимущества выражены наиболее ярко.
  3.    Исследовать потенциал выделенного кластера, представленную на текущий момент инфраструктуру.
  4.    Построить модель функционирования кластера на основе оценки потенциала.
  5.    Провести общую оценку результатов анализа работы модели. При необходимости внести коррективы в предложенную модель.
  6.    Сформировать рекомендации по использованию данной модели.

Литература

  1.    Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 2 (47). С. 224–228.
  2.    Демидов Н. От сложения к умножению // Эксперт Северо-Запад. 2008. № 22. С. 24–26.
  3.    Майкл Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
  4.    Мышлявцева С.Э. Прикладные аспекты изучения туристской индустрии // География и туризм. Пермь, 2005. № 2. С. 162–168.

 



  





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru