Страница 2 из 2
Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации. В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. В отечественных компаниях преобладает больший уклон в сторону применения оперативного контроллинга, который ориентирован на достижение эффективных краткосрочных целей и контролирует такие показатели: рентабельность, затраты, производительность. А между тем главной целью построения системы контроллинга специалисты называют увеличение стоимости компании в интересах инвесторов и акционеров. Роль контроллинга не просто фиксировать финансовые результаты и обеспечивать руководство необходимой информацией для обоснования управленческих решений, а сосредоточиться на долгосрочных денежных потоках, оценивать результаты деятельности компании, исходя из стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств. Среди основных задач контроллинга эксперты выделяют координацию, которая обеспечивает организацию более эффективного использования всех видов ресурсов предприятия. В процессе контроллинга возникает необходимость согласования «дерева» целей с ресурсами, которыми располагает предприятие; согласования долгосрочных планов с целями и стратегией развития предприятия; приведения оперативного планирования в соответствие с долгосрочными планами и т.д. Так, руководители подразделений составляют планы развития на определенный период, то на уровне контролера они не просто сводятся в единый план предприятия, но и анализируются, сбалансируются, проверяются на сопоставимость (чтобы не противоречить один другому), на осуществимость. Происходит обратная связь, и планы корректируются. Таким образом, контроллинг стал ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования предприятия. В таких условиях требуется новый взгляд на управление. Поэтому возникла необходимость в целеориентированном управлении, направленном в будущее, на достижение желаемого состояния. Это привело к осознанию потребности в обеспечении целенаправленного руководства предприятием через координацию управленческой системы. Контроллинг создает определенные преимущества в управлении предприятием: − высокий уровень прозрачности деятельности позволяет обнаруживать слабые места; − контроллинг, реализуя функцию планирования, гарантирует управление предприятием, ориентированное в будущее; − поиск решений становится более обоснованным и быстрым; − улучшение коммуникации, что ведет к более ясному пониманию сотрудниками взаимосвязей в экономике предприятия; − через контроллинг достигается улучшение управления персоналом.
Литература
1. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью / Р. Манн, Э. Майер.М.: Финансы и статистика, 2004. 301с. 2. Учебник / А.М.Карминский, С.Г.Фалько, А.А.Жевага, Н.Ю.Иванова; под ред. A.M. Карминского, С.Г.Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. 336с. 3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2002. 4 . Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. М.:Финансы и статистика, 1997. 8с.
|