Xудожественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад |
Страница 1 из 2 Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir Serafimovich – доктор социологических наук, профессор, кафедра природной и техносферной безопасности, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Аннотация: самарская духовная семинария, описано проведение уроков русской литературы и рисования в воспоминаниях семинариста начала 20 века. Abstract: Samara Theological Seminary, described conducting lessons in Russian literature and painting in the memories of the seminarian in the early 20th century.
Ключевые слова: духовная семинария, семинарист, обучение, рисование, русская литература. Keywords: Theological Seminary, the seminarian, training, painting, Russian literature. Большую часть мемуаров Свечникова Вениамина Димитриевича [1] составляет описание жизни и учебы в Самарской духовной семинарии. «… Особенно нужно отметить, что в семинарии в учебный 1898-1899 год было введено рисование, как необязательный предмет. Я и раньше довольно удачно и с желанием рисовал, копируя картинки, из журнала Нива и из других журналов. Я очень охотно стал посещать уроки рисования, которые были, кажется, после обеда. Преподавал рисование художник Воронов Кирик Николаевич [2]. Как сейчас представляю эффектную наружность нашего художника. Высокий рост при умеренной полноте. Красивая голова с седыми длинными волосами, голубые глаза. Обладал он большой чувствительностью, как человек увлекающийся, живой, впечатлительный. Эти его качества благотворно действовали и на нас, заставляя нас с любовью и интересом относиться к делу. Всё это отозвалось на многих из нас впоследствии хорошими результатами. Первый год мы рисовали геометрические фигуры, комбинацию которых очень изобретательно и красиво в построении делал К.Н.Воронов. Далее шли орнаменты, сначала геометрической формы, затем растительной, стилизованной, вроде акантового орнамента [3]. Особенно красивы были орнаменты массивной формы: ветка груши, гроздья винограда с изумительно тонко исполненными листьями, цветок тыквы и лист тоже тончайшей работы и т. п. Рисовать их было нелегко. Труд требовался тщательный, накладка в карандаше мягкая, точная, растушёвка тонкая, чтобы действительно передать натуру в гипсе». Мне представляется важным то, что для внеклассных уроков рисования, которые были введены в семинарии, руководство пригласило профессионального, хорошо известного в то время в Самаре художника – Воронова К.Н. Из воспоминаний деда становится ясным, что учитель рисования подошел к преподаванию своего художественного предмета не формально и сумел серьезно заинтересовать семинаристов рисованием. «… Умело подобранный, богатый и красивый материал, умелое, систематическое руководство Кирика Николаевича, всё это вселяло в нас любовь к рисованию, желание тщательно вырабатывать стиль в рисунке. Бывало, слышишь любимую поговорку художника: «… милый мой, хорошо, хорошо получается». Помню, с каким желанием, тщательно и с любовью я посещал и занимался на уроках рисованием. Всё это в совокупности давало неплохие результаты. За особо трудные орнаменты я получал отметки даже 5+ и подпись художника. Тогда ещё были в нашем пользовании прекрасные карандаши всех номеров фабрики Фабера [4], что давало возможность тонкого выполнения рисунка. Карандашные рисунки мы потом покрывали фиксажем из пульверизатора для сохранности [5]». |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.