Xудожественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад |
Страница 2 из 2
Автор обращает внимание на то, что семинаристам в начале 20 века были доступны профессиональные карандаши Фабера, которые специально предназначены для тонкой проработки штриховки в карандашных рисунках. Это очень важное замечание, поскольку в наше время цена одного такого карандаша превышает сто рублей, что делает его доступным далеко не каждому студенту. Учитель рисования обучал семинаристов не только правильно рисовать, но и сохранять свои рисунки на долгие годы специальным фиксажем. «… Вспомню 1899-1900 учебный год, когда я учился во втором классе духовной семинарии. В гоголевские времена это был старший класс риторики. Во втором классе наше внимание особенно занимало изучение русской литературы. Разбирали мы темы лишних людей – «Онегина» А.С.Пушкина, «Печорина» М.Ю. Лермонтова, «Рудина» И.С.Тургенева. помнится один урок литературы, где мы активно, с увлечением разбирали роман Тургенева И.С. «Рудин». На уроке присутствовал ректор семинарии. Преподаватель литературы, Александр Павлович Надеждин, как-то особенно увлёкся этой нашей юной активностью анализа литературного произведения и всесторонней обрисовкой Рудина, как лишнего типа в жизни. Урок прошёл оживлённо, захватил весь класс и вызвал потом долгое обсуждение среди нас. Как хорошо, что мы, под руководством опытного и увлекающегося преподавателя литературы, заучивали много ценных по содержанию и красивых, благозвучных, точно музыка, стихотворений и художественных отрывков! Например, А.С. Пушкина: «Море», «Кавказ», «Вновь я посетил тот уголок земли, где я отшельником провёл три года незаметных…» и др. М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива», «Дары Терека», «Родина», «Тучки небесные, вечные странники…» и др. Н.В.Гоголя отрывки из описания южных степей из Тараса Бульбы: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы он вольные воды свои». Вот и до сих пор помнится эта музыкальная, художественная лирика и отзвуком юного, приятного прошлого отзывается в сердце». Вспомним, что до революции духовная семинария была средним учебным заведением, но как глубоко и всесторонне проходили занятия по русской литературе. Семинаристы не только читали, заучивали наизусть, но и анализировали серьезные литературные произведения. «… С большой любовью я занимался рисованием. В этот год мы закончили сложный орнамент и перешли, если так можно выразиться, в «головной класс». Мы рисовали на листах ватманской бумаги головы Венеры, Аполлона, Лаокоона и др. Чувствовалось движение вперёд. Модели были искусно изготовлены, и хотелось в рисунке передать всё в художественном оформлении. Каждый, хорошо исполненный и отмеченный К.Н.Вороновым рисунок, мы закрепляли фиксативом. Вот точно не помню, в этом классе, или в начале третьего класса, художник перевёл нас на масляные краски. Нам выдали этюдники с кистями и краски. Хозяйственной частью и как бы помощником художника был Володя Остроумов, семинарист 4-го класса. Он прекрасно рисовал и за отсутствием Кирика Николаевича проводил уроки рисования, показывал нам, помогал. Первоначально мы копировали с этюдов самого художника, знакомились с тонами красок, их смешением. До сих пор у меня сохранился самый первый мой опыт работы с красками, копия с этюда «Хатка», я, не хвалясь, сознаю, что исполнен неплохо. Сохранилась и свежесть красок. Да, это было первое знакомство с палитрой и красками. Краски были Мевеса [6]. Этот памятный этюд более полстолетия сохранился и сейчас висит в рамке у меня над письменным столом». Для продолжения уроков рисования масляными красками руководство семинарии выдало семинаристам этюдники и краски. И это несмотря на то, что уроки рисования были внеклассными. Это еще раз показывает, сколь внимательно относилось руководство семинарии к гармоничному и всестороннему развитию семинаристов. К сожалению, копия этюда утрачена. Литература 1. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской)духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс] 2. Художник Воронов Кирик Николаевич – [Электронный ресурс] 3. Акантовый орнамент – [Электронный ресурс] 4. Карандаши всех номеров фабрики Фабера – [Электронный ресурс] 5. Карандашные рисунки мы потом покрывали фиксажем из пульверизатора для сохранности – [Электронный ресурс] 6. Краски Мевеса – [Электронный ресурс] |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.