Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры:

– использование ребенком в игре предметов-заместителей и называние их в соответствии с их игровым значением;

– овладение ребенком сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;

– овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных примеров;

– наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появлением попыток называть себя именем взрослого (мама, папа, шофер и т.п.);

– приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых.

Первоначальным мотивом игры ребенка выступает игровое действие, возникающее на основе развивающейся потребности в овладении ребенком предметным миром. Постепенно в игре ребенок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.

В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний.

Установлено, что развитие ролевой игры идет от бытовых сюжетов к производственным и героико-романтическим.

  1. Игры на бытовые сюжеты – в семью, в гости, в день рождения.
  2. Игры на сюжеты из жизни детей – в школу, в детский сад, в театр.
  3. Профессиональные сюжеты – врачи, учителя, водители.
  4. Игры на героико-романтические сюжеты.

Вместе с героями из своих любимых книг и кинофильмов дети путешествуют, вступают в схватку с врагом, ведут кропотливые исследования.

Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом.

Выделено несколько этапов в овладении детьми игровыми действиями:

– на первом этапе происходит овладение детьми предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками;

– на втором этапе имеет место переход к игровым действиям с предметами-заместителями и с воображаемыми предметами;

– на третьем этапе происходит обобщение, свертывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки;

– на четвертом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом, без непосредственного их выполнения.

Развитие игры у ребенка дошкольного возраста происходит следующим образом: от сюжетных игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытым правилом. Игры с правилами вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, а сами правила из роли.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается замедленная обучаемость и слабая любознательность ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости.

Поскольку умственная отсталость возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

У детей с нарушениями интеллекта долго не появляется интереса к игрушкам. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru