Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями |
Страница 3 из 6
Игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с окружающими взрослыми, которые создают следующие предпосылки ролевой игры: – использование ребенком в игре предметов-заместителей и называние их в соответствии с их игровым значением; – овладение ребенком сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей; – овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных примеров; – наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появлением попыток называть себя именем взрослого (мама, папа, шофер и т.п.); – приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых. Первоначальным мотивом игры ребенка выступает игровое действие, возникающее на основе развивающейся потребности в овладении ребенком предметным миром. Постепенно в игре ребенок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний. Установлено, что развитие ролевой игры идет от бытовых сюжетов к производственным и героико-романтическим.
Вместе с героями из своих любимых книг и кинофильмов дети путешествуют, вступают в схватку с врагом, ведут кропотливые исследования. Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогом. Выделено несколько этапов в овладении детьми игровыми действиями: – на первом этапе происходит овладение детьми предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками; – на втором этапе имеет место переход к игровым действиям с предметами-заместителями и с воображаемыми предметами; – на третьем этапе происходит обобщение, свертывание и превращение подобных действий в указательный жест в сторону игрушки; – на четвертом этапе имеет место обозначение знакомых действий словом, без непосредственного их выполнения. Развитие игры у ребенка дошкольного возраста происходит следующим образом: от сюжетных игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытым правилом. Игры с правилами вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, а сами правила из роли. При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается замедленная обучаемость и слабая любознательность ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости. Поскольку умственная отсталость возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития. У детей с нарушениями интеллекта долго не появляется интереса к игрушкам. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.