Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), индивидуальность и коммуникация (средовый подход)

Индивидуальность человека современными авторами понимается как динамическая система социально-педагогических свойств личности [там же]. Здесь, по мнению профессора А.Е. Марона, проходит тонкая грань: можем ли мы разделить социальный и педагогический компоненты этих свойств? Некоторые ученые (например, профессор РГПУ О.Н. Шилова) задают вопрос, а нужно ли, например, будущему физику-ядерщику развивать педагогические свойства личности? Может быть, достаточно только социальных? СТИ [3] отвечает на этот вопрос: «педагогика есть родовая функция человека», так же полагает и профессор С.Г. Вершловский (в данной дискуссии мы обращаемся к ученым петербургской педагогической школы). Сказанное означает, что с позиции коммуникации индивидуальностей, чтобы коммуникация состоялась, необходимо уметь объяснять себя другому (а, следовательно, и самому понимать себя), понимать и принимать другого (а через другого, согласно Выгодскому, мы понимаем и принимаем себя). Главная педагогическая функция – воспитательная. Это значит, что, организовывая себя, мы организовываем, воспитываем, гармонизируем свою среду и наоборот, это две неразрывные стороны одного процесса.

Проблема эффекта от внедрения стандартов имеет исключительное социальное, культурное, экономическое значение, ибо закономерен вопрос: зачем нужно вводить новшества, если эти новшества, эти реформы и эти стандарты не работают на человека, на развитие субъекта и гражданина? (А.Е. Марон) Как сделать, чтобы они работали? Ответ прост. Стандарты нового поколения, по сравнению с предыдущими, содержат колоссальные вариативные возможности, которые могут быть реализованы через вариативность коммуникативных сред, в которых педагог организует деятельность ребенка (в конце статьи мы приведем пример, как в качестве такой среды для дошкольников и младших школьников мы используем природную среду).

В таблице 1 приведены экспериментально-статистические данные по исследованию природосообразности социально-педагогических сред в соответствии с возрастной психологией – какие чувственно доступные среды ребенок способен освоить в понятиях в процессе обучения на ступенях начальной, средней и старшей школы.

Таблица 1. Уровни чувственной и понятийной доступности среды для ребенка 

 

Начальная школа

Средняя школа

Старшая школа

темы

Ч

ПР

ПН

Ч

ПР

ПН

Ч

ПР

ПН

1

космос

 

V

       

0

+

W

2

планета

 

V

       

0

+

W

3

природа

+

V

       

0

+

W

4

социум

 

   

+

     

+

W

5

город

 

   

+

+

V

 

+

W

6

страна

 

   

+

+

V

 

+

W

7

друзья

 

   

+

V

V

 

+

W

8

школа

+

V

 

+

+

V

 

+

W

9

класс

+

V

 

+

+

V

 

+

W

10

семья

+

V

 

+

+

V

0

+

W

11

Я сам (внутренний мир)

+

V

 

+

+

V

W

+

W



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), индивидуальность и коммуникация (средовый подход)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru