О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности

Студент является полноправным участником учебной деятельности, т.е. носителем «предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе» [9, с. 144]. Развитие студента в этом направлении предполагает его обучение умению планировать, организовывать свою деятельность, разрабатывать программу учебных действия, выполнение которых необходимо для успешной учёбы, чётко придерживаться данной программы и т.п. Наряду с этим студенту необходимо овладеть основными формами учебной деятельности: слушанием, осознанием, усвоением учебной информации, конспектированием, выполнением упражнений, решением задач, проведением учебных исследований и др. [Там же].

одним из важнейших факторов, определяющих психологическое состояние и поведение студента-первокурсника, является мотивационная сфера личности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций. Значительное влияние на формирование будущего специалиста оказывает комплекс мотивов учебной деятельности: направленность на приобретение знаний, направленность на получение профессии, направленность на получение диплома.

Мотив выступает как форма проявления определенной потребности. Рассматривая сферу человеческих потребностей, Л.С. Выготский показывает, что одной из важнейших является "потребность в эмоциональном насыщении" [3, с. 216]. В свою очередь, одной из форм эмоционального насыщения является интерес-потребность в определенных эмоциональных переживаниях. Они могут быть получены, в том числе, и в учебной деятельности "…Искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов" [3, с 167].

Глубокий и устойчивый интерес студентов к будущей профессии являются важным условием успешного профессионального становления, а также формирования позитивных черт личности. Он вызывает у студента-первокурсника активность, стремление к успешному овладению необходимыми знаниями и навыками. При этом академическая успешность сама по себе не является мерилом интереса к профессии. Она может быть достигнута как за счет направленности студента на овладение специальностью, так и узкопрагматического стремления получить диплом о высшем образовании [8].

Показано, что мотивация учебной деятельности студента определяется, прежде всего, мотивами достижения и познания. Последний из них представляет собой основу учебно-познавательной деятельности, которая возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и доброжелательных отношениях между студентами и преподавателями. В процессе обучения мотивация достижения взаимодействует с познавательной и профессиональной мотивацией.

Мотивация учения студента, характеризуется сложной структурой, ориентированной на внутреннюю и внешнюю мотивацию личности, которая определяет особенности поведения молодого человека. Основными характеристиками являются устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. В идеале данный вид мотивации характеризуется направленностью, динамичностью и устойчивостью. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации [Там же].

С.Л.Рубинштейн отмечает: для того, чтобы студент по настоящему включился в работу, задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик в его переживаниях [11, с. 96].

Исследователями выделен ряд факторов, которые интенсифицируют процесс формирования у студентов мотивации учения. К ним относятся: привлекательность и значимость для студента подкреплений, которые получила «модель» (однокурсник, который является для него образцом); значимость для студента действий, которые демонстрирует «модель»; сформированность у студента наследуемых навыков, приемов деятельности; характеристики «модели» (привлекательность, социальный статус, уровень достижений); реакция «модели» на подкрепление; влияние нескольких «моделей» [5, c. 88].

В.Т. Лисовский предлагает классификацию сфер, которые, по его мнению, наиболее полно, характеризуют направленность студента. Это ориентация на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе) [6, с. 168].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru