О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности

Не вызывает сомнения, что успешность обучения в вузе связана, прежде всего, с ориентацией на профессиональное становление. К факторам, определяющим успешность обучения студента-первокурсника, как указывает Т.И.Власова, можно также отнести:

1) уровень подготовки, систему ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о выбранной профессии - эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными "бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации. Эти факторы проявляются преимущественно на начальном этапе обучения. На этом этапе студенты-первокурсники должны быстро ориентироваться в учебной деятельности, в системе норм и правил, существующих в вузе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

2) организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.

Власова указывает, что "профессиональное образование должно стать не только обучающим, но и воспитательным пространством, в котором осуществляются партнерские отношения между преподавателями как профессионально и духовно ориентированными людьми и будущими специалистами, обладающими профессиональной гуманитарной компетентностью" [2, с. 206].

Известно, что существует связь между успешностью учебной деятельности и уровнем дисциплины в процессе обучения в вузе. Уровень дисциплинарной ответственности наиболее успешных студентов-первокурсников характеризуется: целеустремленностью, силой волей, чувством долга, умением мобилизовать свои физические и психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. В комплексе с направленностью на получение знаний наблюдается высокая академическая успешность студента на начальном этапе обучения.

На фоне учебной деятельности наблюдаются определенные изменения компонентов эмоциональной устойчивости: эмоционально-мотивационной, когнитивной, поведенческой и контрольно-регулятивной. Эмоционально компонент испытывает на себе влияние большей или меньшей сбалансированности в отношениях между студентами, с одной стороны, а также студентами и преподавателями с другой; повышения уровня тревожности, невротизации, вызванного проблемами адаптации к условиям учебы. Однако, он в значительной мере, определяется и индивидуальными способами эмоционального реагирования на внешние и внутренние стимулы, возникающие в процессе учебной деятельности.

Когнитивный компонент развивается под влиянием получаемого опыта пребывания в высшей школе. студенты постоянно оценивают получаемую информацию, стремятся прогнозировать важные для них события студенческой жизни, учатся принимать решения в стрессогенных ситуациях (особенно в периоды экзаменационных сессий).

Развитию поведенческого компонента способствует индивидуально-специфическая адаптированность студентов к новой социальной среде, адекватность поведения при решении сложных учебных задач.

контрольно-регулятивный (волевой) компонент эмоциональной устойчивости развивается, когда студенты учатся контролировать собственное поведение на лекциях и практических занятиях, предпринимать те или иные действия, связанные с преодолением учебных трудностей, а накопленный опыт учебы помогает им самоорганизовываться, регулировать собственное поведение и деятельность, управлять собой в сложных ситуациях.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru