Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии

Форма работы.

  1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
  2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом.
  3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
  4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.
  5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы.

В работе психолога с матерями можно выделить три этапа.

Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что, кроме нее, этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Психолог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Первой ласточкой в решении проблемы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии явилась программа «Маленькие ступеньки», изданная в 2001 году (в центре внимания этой программы – дети с синдромом Дауна). Программа «Маленькие ступеньки» – очень объемная, т.к. в ней содержатся все знания, необходимые для построения и проведения занятий с ребенком от рождения до пяти лет, изложены основы современного педагогического подхода к детям с отклонениями в развитии. Интересно отметить некоторые принципиальные положения, которые легли в основу этой программы:

Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента установления диагноза или обнаружения трудностей в развитии. Отсюда термин – «ранняя педагогическая помощь».

Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик.

Все дети разные, и все семьи разные. Эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

Решению очень многих вопросов в проблеме раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, способствовало бы создание территориальных центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Во-первых, создание территориальных центров максимально приблизит необходимых специалистов к нуждающимся в их помощи детям (особенно это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и, соответственно, исчезнет наболевшая проблема с транспортировкой таких детей, т.к. в центр можно будет добраться на инвалидной коляске. Во-вторых, в центре должна будет собираться вся информация о том, где можно получить консультацию по любому инвалидизирующему диагнозу (в том числе и о новых методах лечения). Следовательно, родителям новорожденных детей с тяжелыми диагнозами будет куда обратиться со своими вопросами и не терять драгоценное время. В-третьих, в центре должны работать те специалисты, в которых дети раннего возраста действительно нуждаются и помощь которых они практически не получают: дефектологи, логопеды, психологи, массажисты, специалисты ЛФК. Периодически в центре должны проводиться консультации врачей-специалистов, которые будут давать дальнейшие рекомендации по лечению и обучению детей. В-четвертых, в центре необходимо организовать группу присмотра, где под наблюдением воспитателя можно оставить ребенка на несколько часов в день. Это поможет разгрузить матерей детей-инвалидов (особенно актуально это для матерей-одиночек), позволит им сходить в магазин, выписать лекарства, оформить документы, да и, возможно, посетить выставку, сходить в кино. В-пятых, территориальные центры помогут создать рабочие места для матерей детей-инвалидов (воспитатель, массажист, уборщица и т.д.). В-шестых, общение с другими родителями детей-инвалидов и с психологом поможет снять стресс, даст возможность матери больного ребенка почувствовать, что она не одинока. В-седьмых, занятия с детьми-инвалидами в таких центрах помогут решить вопрос о дальнейшем устройстве детей в соответствующие дошкольные и школьные учреждения. Все перечисленные плюсы таких центров просто лежат на поверхности. Если они будут созданы и начнут действовать, то, я думаю, появятся дополнительные положительные моменты. Необходимо отметить, что в некоторых районах уже фактически существуют такие центры при Управах округа, но работа в них не ведется.

Необходимо срочно заняться решением вопроса создания территориальных реабилитационных центров, а в уже существующие – вдохнуть жизнь!



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru