Драматургия И.А. Всеволожского

Проблемы религии и женского равноправия вводят нас в круг существеннейших аспектов содержания пьесы. По мнению Всеволожского именно отступление Елизаветы Саморуковой от традиционной культуры и неких изначально присущих человеку качеств и составляет причину драматических перипетий ее жизни. И единственный способ исправления ее жизни является обращение к вере, к духовному самосовершенствованию, возвращению к мужу – Блахонину и основополагающим правилам жизни. Более того, сама смерть ее ребенка – некая искупительная жертва, наказание за грехи, которое направляет героиню на путь спасения. Существенно, что роль человека, на протяжении всего драматического действия направляющего героиню на путь истинный, вразумляющая и утешающая ее выступает Надменцева. Она говорит Елизавете: «Жестоко заблуждаешься! Твой настоящий муж пред Богом – Блахонин. Пойми это Лили! Если ты только веруешь и молишься, то не можешь, не должна думать иначе… Все к лучшему! Я могу только радоваться тому, что случилось. Глаза Лили отверзлись: она поняла. Она верует, она спасена… я спасла еще одну душу» [1, с. 59]. Таким образом, выявляется, что жизнь человека – прямой результат его усилий, желаний и волеизъявления. Обязанность человека следовать правилам, предустановленным религией. Отход о них чреват драматическими последствиями. Такова главная тема пьесы. Именно конфликт между определенными законами жизни и поверхностными желаниями и увлечениями человека различными «современными течениями» и является источником, который определяет развитие драматургического действия пьесы. Неприятие автором новейших изменений в сфере семьи определяется и его личными консервативными общественными убеждениями и необходимостью проводить соответствующую линию поведения. Такая позиция обусловлена и воззрениями его неофициального начальника К.П. Победоносцева. Но в пьесе обнаруживается и новый содержательный слой. Здесь кратко упоминается некая английская религиозная миссия. И это упоминание отсылает нас именно к редстокизму – оппозиционному общественно-религиозному движению, основанному Д.В. Редстоком. Причина лаконизма и условности упоминания очевидны – это было запрещенное в России движение.

Обращаясь к рассмотрению действующих лиц пьесы невозможно не отметить в первую очередь клишированность некоторых образов. Елизавета Саморукова – традиционная жертва злодея, Водоленский – никчемный обольститель, Бирючев – резонер, Мария Саморукова – благонравная девушка, Гюло – светская авантюристка. В основном это типичные персонажи драматургии того времени. Определенной яркостью образов отмечены резко отрицательные персонажи. Говорящая фамилия Водоленский указывает на духовную пустоту ее носителя, его внутреннюю опустошенность. Вышедший из высшего общества, блестящий офицер (по существу, никогда не служивший), светский франт, развращенный кутила и мот, обладающий способностью производить большое впечатление на женщин. Фатальным детерминизмом, абсолютной причинно-следственной обусловленностью определена жизнь героев. Все их поступки, даже на первый взгляд довольно неправдоподобные, психологически мотивированы и исходят из определенной причинно-следственной связи. Уход героини от Блахонина объясняется ее увлеченностью философскими течениями, «жаждой жизни» [1, c. 21]. Ее существование было однообразным в своей пресыщенной роскоши, а характер Блахонина – слишком прозаичным. Причины браков героини, равно как и ее душевных метаний – ранняя смерть ее родителей, которые оставили ее на воспитание тети. Последняя этим фактически не занималась, обязав племянницу выйти замуж за Блахонина. Наконец, сама трагическая кончина их ребенка объяснена как высшая кара за распад ее личности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Драматургия И.А. Всеволожского
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Драматургия И.А. Всеволожского