Джайнские космологические храмы

 

      Поскольку мы считаем, что храмы являются материальным выражением учения о космосе, правомерно поставить следующий вопрос: детализируется ли космологическая семантика священного здания в его архитектурных формах? Начнем с того принципиального момента, что, как мы уже упоминали, в отличие от большинства религий, мир в джайнизме не является творением богов, а, следовательно, строительство храма не означает символического повторения космогонии. Тем не менее, почти всегда, по словам Мирчи Элиаде, «храм не только представлял собой imago mundi, но и являлся одной из моделей высшего мира»[6, c.47]. В первую очередь, нам следует вспомнить о трехчастной модели мироздания. Проходящая сквозь верхний, средний и нижний планы существования, мировая ось связует их центры, являя собой неподвижный принцип, вокруг которого вращается космос. Так и храм является трехчастным. Нижний мир в нем символизирует фундамент, средний само здание, а высший – башня-шикхара. Его пронизывает вертикальный стержень – центральная ось обитаемой Вселенной, идущая от вершины шпиля вниз к камере с образом, занимающей центральное пространство храма. Все что находится вокруг – вовлечено в вечное вращение сансары, святилище же оказывается символически расположенным вне космического порядка. Иерархия по оси «низ-верх» подчеркивается также изображением на статуе: ее трон зачастую украшен  резьбой с «колесом сансары», соединяющегося осью мира с небесами, изображаемыми в виде зонтов над головой святого. Возможен и иной способ истолкования трехчастного деления храма, связанный с древним представлением о триаде Небо-человек-Земля, где человек выступает как посредник. Опираясь на эту схему, можно рассматривать святая святых, т.е. гарбхагриху (скр. «держатель зародыша», «источник», «место зарождения», «основа основ»), как связующее звено между сакральным и профанным мирами. То есть святой, представленный в гарбхагрихе, находится над земным уровнем существования, и, следуя его примеру можно достичь высшего. Кроме того, святая святых джайнского храма соотносится с пупом космического человека, из которого исходят все пространства и все направления [7, c.95]. А в последовательном уменьшении здания от фундамента к верхней точке как бы кроется образ  трудного движения духа, скованного путами кармы, к освобождению от материального. Кроме того, «верующий, обходя святые места по часовой стрелке, символически обходит Вселенную»[4, c.74]. Это можно объяснить тем, что во время ритуала прадакшины святилище становится осью мира, вокруг которой вращаются существа, вовлеченные в сансару.

      Космологические храмы принадлежат к довольно позднему периоду. Они начали возводиться приблизительно начиная с XV-XVI вв. Обычно эти строения служат воплощением одного из аспектов Вселенной – какого-либо материка, священных гор и т.п. Один из наиболее распространенных типов космологического храма – храм посвященный центру мира. «Меру», что означает «гора», «вершина», «гребень» −это основополагающий термин, встречающийся в джайнских текстах. Согласно им, каждый новорожденный тиртханкар получает свое первое ритуальное омовение на вершине горы Меру, которая также воспринимается как Axis mundi – центральный столп Вселенной. Изображения мировой горы состоят из трех усеченных конусов, каждый из которых меньше предыдущего. На ее вершине квадратный павильон с восседающим на троне тиртханкаром и раскинувшимся над ним деревом. Меру часто встречается в росписях на стенах священных зданий, но есть и скульптурные ее изображения. Обычно они выполнены из бронзы или белого мрамора. Маленькие аватары священной горы хранятся, как правило, в притворе или храмовых залах, в то время как крупные находятся в святилище и являются главными объектами поклонения. Небольшие бронзовые статуи Меру используются также в ритуальной практике джайнов, во время омывания образа тиртханкара. В процессе этой церемонии, верующий представляет себя Индрой, совершающим данный обряд над новорожденным святым на вершине мировой горы. Тем не менее, чаще всего Меру предстает как часть больших космологических изображений материка Джамбу-двипа.

      Меру − центр срединного мира – не единственная священная гора джайнской космологии, которая нашла свое воплощение в искусстве. Существуют и примеры священных холмов и даже горных цепей. В росписях и скульптуре такие изображения обычно следуют упрощенной схеме. Каждая гора состоит из трех последовательно уменьшающихся частей. На вершине находится трон, обычно в павильоне или маленьком храме, с изображением тиртханкара. Чаще всего это изображения не одной, а пяти священных гор (скр. «панча-меру»), которые находятся на двух с половиной островах манушья-лока: Сударшана в центре Джамбу, Виджая на востоке и Агала на западе Дхатака-кханда-двипы, Мандара на востоке и Видьюнмали на западе Пушкара-вара-двипы. Они могут располагаться как в ряд, так и друг над другом, образуя сужающийся к верху столб.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Джайнские космологические храмы
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Джайнские космологические храмы