Джайнские космологические храмы |
Страница 3 из 3
От изображений горы Меру и панча-меру отличается гора Аштапада, как называют последователи джайнизма Кайлаш, и, связанную с ним священную храмовую гору Шатрунджая в Гуджарате. Аштапада – это место просветления и кремации первого тиртханкара Ришабхи, где был воздвигнут мифологический джайнский храм. Чтобы защитить священное место от осквернения, чакравартин Бхарата сделал непреодолимым путь на вершину: к ней вели восемь ступеней невероятной высоты, а сам храм охраняли железные стражи. Скульптурное изображение этой горы представлено в храме Адинатхи в Айодхье. На нем, в нижней части композиции, видны маленькие человеческие фигурки, которые пытаются подняться на гору. Дело в том, что согласно легенде, которую Махавира рассказал своему главному ученику Гаутаме, тот человек, который покорит Аштападу, немедленно обретет просветление. Гаутама смог это осуществить, обратившись с помощью своих йогических сил в луч света. А брахманским аскетам, которые и изображены в Айодхье, взобраться туда оказалось не под силу. Тем не менее, они смогли достигнуть просветления, даже просто наблюдая за тем, как это сделал Гаутама. Как мы уже писали выше, регионы Джамбу-двипы разделяют горные цепи, среди которых встречаются озера с островами в форме лотосов. Они рассматриваются как воплощения красоты, мира и чистоты, и используются в джайнизме как один из архитектурных мотивов. В частности, храмы, повторяющие форму лотоса и даже построенные среди искусственных водоемов, встречаются в Махараштре и Харьяне. География другого далекого материка – Нандишвара-двипы тоже послужила вдохновением не только для создания многочисленных росписей и рельефов, но и для прекрасных архитектурных сооружений. Хотя джайны верят, что достигнуть этого райского места могут только боги, храмы, воплощающие Нандишвара-двипу, позволяют побывать там и людям. Чаще всего такие храмы состоят из одного большого зала, имеющего форму квадрата или креста. В центре находится изображение Меру, окруженное четырьмя группами гор поменьше. Пятьдесят две вершины восьмого континента символизируются колоннами, увенчанными маленькими храмами с четырехсторонними изображениями тиртханкара. Верующие могут свободно передвигаться среди этих священных изображений и поклонятся статуям, тогда как вход в гарбхагриху в обычном храме категорически запрещен. Изображение континента, на котором обитают боги, обеспечивает храму священную ауру. Однако вспомним, что боги в джайнизме смертны и не так могущественны, как освобожденные души. Чтобы подчеркнуть этот момент, божественные существа, присутствующие на Нандишвара-двипе, изображаются почтительно склоненными перед статуями тиртханкаров. Остальные шесть материков Вселенной не получили широкого распространения в архитектуре, и чаще становились только декоративным мотивом. По материалу данной статьи хорошо видно, что джайнизм не только впитывал общеиндийские религиозные идеи, но и внес в них свой вклад. Для джайнов космология это не только наука, но и важная сотериологическая концепция. Это скорее не география нашего мира, а путь к освобождению. Поэтому изучению и изображению космоса и уделяют такое пристальное внимание. А развитая форма космологии, в свою очередь, привела к появлению архитектурных форм неизвестных другим религиям субконтинента. Литература 1. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: Высшая школа, 1983. 476 с.
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.