Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен

В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. Традиционно естественная монополия трактуется как рыночная ситуация, характеризующаяся такими условиями производства, которые обеспечивают экономию на масштабах производства, а также технологическую надежность и доступность услуг для потребителей [1, с 143].

Особое значение естественных монополий для экономики страны обуславливается тем, что, как правило, естественные монополии возникают в стратегически важных для государства сферах экономической деятельности. Так, в России это, прежде всего, железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа и т. п. Таким образом, очевидна зависимость государства от эффективности работы компаний – естественных монополий. Российское законодательство призвано ограничивать монополии, создавая конкурентную среду, предполагающую соперничество между множеством фирм-производителей определенного товара. Но избавиться от данной зависимости, искусственно создав конкуренцию путем принудительного дробления компании невозможно, так как особенностью естественных монополий является прежде всего то, что долгосрочные средние издержки для экономики будут минимальны лишь в том случае, если на рынке функционирует только одна фирма-производитель.

Поскольку такие компании являются единственными представителями подобных услуг или благ, компании вправе самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию или услуги, то есть выступать в качестве прайс-мейкера. Также компании вправе полностью контролировать предложение выпускаемых ими благ или услуг и имеют возможность экономить за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых ими услуг, так как другого производителя аналогичной продукции просто не существует [2, с. 270-272]. Подобная ситуация несет в себе ряд угроз как для экономики государства в целом, так и для развития конкурентных отношений в частности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru