Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен

В России ярким примером естественной олигополии является нефтяная промышленность. Особенностью нефтяной отрасли в Российской Федерации является наличие вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка от добычи и переработки нефти до реализации нефтепродуктов. На сегодняшнем рынке функционируют несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие, среди которых есть определенные лидеры по объемам. Более 80 % всего объема нефти в России добывается пятью наиболее крупными компаниями (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), причем почти вся добытая нефть отправляется на экспорт. Процесс же формирования внутренней цены на нефтепродукты весьма непрозрачен, так как желание производителей работать на экспорт создает дефицит внутри страны. Таким образом, при колоссальных запасах нефти внутри страны цены на нефтепродукты (дизтопливо, бензин) постоянно растут, в частности, за счет налогов, составляющих более 40 %. Так, с 2006 года к 2014 цена на бензин АИ-95 возросла с 9,1 рублей за литр до 32,5 [6].

Таким образом, как и в ситуации с естественными монополиями, цены на товары и услуги, производимые естественными олигополиями, оказывают значительное влияние на общий уровень цен в экономике. Чтобы нивелировать негативный эффект влияния естественных монополий и олигополий как на уровень цен в частности, так и на экономику в целом, государству целесообразно проводить ряд мер, направленных на ужесточение контроля за ними. Среди таких мер можно предложить контроль и проверки подобных организаций, а также на государственном уровне предложить потолок цены на товары и услуги естественных монополий и олигополий, который будет пересматриваться ежегодно.

 Литература

  1.       Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. — 582 с. — Серия «Бакалавр. Углубленный курс».
  2.      Ефимова Е. Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2005. — 368 с.
  3.      Кравчук Д. И. Роль естественных монополий в экономике России / Д. И. Кравчук, В. И. Кравчук // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 270-272.
  4.      Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги. / Экономический журнал ВШЭ – № 4.
  5.      Сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» / Сотникова А., Дзядко Т., Рост цен на бензин ускорится в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/02/12/2014/547893d6cbb20f51d0778703.
  6.      Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  7.      Сайт некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.np-ace.ru/news/power_industry/609/.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru