Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта


Изучение творческого мышления в современной психологии может происходить при анализе решения задач на смекалку, использование наводящих задач и вопросов,  при анализе продуктов деятельности, при использовании некоторых проективных тестов (ММРТ, тест Роршаха), специальных тестов креативности (открытые задачи).
Для того чтобы создать творческую атмосферу в классе, используется метод «Создание креативного поля». Сам термин впервые использовался  Д.Б.Богоявленской  для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначил собой пространство возможных творческих решений. На основе непосредственной учебной деятельности обучающимся предлагается развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных креативных  решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей.  Показать метод  в действии может сочинение-эссе, так как в нём предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Автор как бы ходит кругами вокруг какой-то темы, и для него главным является личностное постижение мира и отношение к нему.
Игровая  деятельность – замечательная возможность развить творческие способности детей. Можно в хорошо известную и привычную для учащихся игру вводить новые элементы, дополнительные правила, задания творческого характера.
Развитие творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. На уроке по феерии «Алые паруса» А.Грина ставится вопрос после того, как ученики послушали музыку Е.Доги: «Какие у вас возникли ассоциации с именем главной героини Ассоль?» Ответы необычные: «Имя героини тоже можно отнести к художественным особенностям повести. Ассоль – как нота в музыкальном произведении, как шум, свист морской раковины». Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, ученик использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов.
Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, необходимо объяснить ученикам, что к своему труду они должны относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на уроке. Именно поэтому, анализируя в классе любую детскую работу, надо спрашивать себя: «За что можно похвалить автора данной работы?» В ученических «творениях» в первую очередь отмечаются достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческое задание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее.
 Необходимо иметь в виду, что существует множество факторов, влияющих на творческий процесс – ситуативные: время, состояние стресса, повышенная тревожность, желание быстро найти решение, мотивация, неуверенность в себе, страх, повышенная самоцензура. Поэтому нельзя   подавлять интуицию учеников, нужно формировать  у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность, не допускать формирования конформного мышления, стремиться к тому, чтобы ученик слушал свое «Я» и был самим собой.
Методы и приемы, развивающие творческие способности учащихся, иллюстрируют эвристические, личностно ориентированные, имитационные технологии.
Развитие творческих способностей учащихся благоприятно сказывается на учебной деятельности. Положительна динамика качества знаний по русскому языку и литературе. Творчески работающие учащиеся участвуют в конкурсах, предметных олимпиадах, занимают призовые места.
 Таким образом,  для того, чтобы развитие творческой индивидуальности на уроке состоялось, нужно создать определенные педагогические условия, организовать учебную деятельность и, конечно, самому педагогу необходимо быть творческой, неординарной личностью. Результаты такой работы появятся не сразу, но так отрадно видеть, что ученики, ставящие перед собой и выполняющие творческие задания, тоже становятся неповторимыми людьми с ярко выраженной индивидуальностью. Использование средств педагогических инноваций (приемов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к  жизни в условиях современности.   



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru