Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века

 

На съезде были подведены итоги развития литературы и дана оценка так называемой «бесконфликтности». Об этом, в частности, говорилось так: «На развитие нашей литературы отрицательно повлияли проявившиеся в ряде произведений тенденции к некоторому приукрашиванию действительности,  к замалчиванию противоречий развития и трудностей  роста» [1,с.477]. 

 В выступлениях участников съезда были подвергнуты критике произведения литературы и искусства, в которых реальная жизнь  подменялась «парадными банкетами, торжественными речами, свадебными пирами и прочей идиллией» (например, романы С.Бабаевского, Г. Николаевой и др.), борьба с трудностями происходила совершенно легко, беспрепятственно.

Выступавшие на съезде литераторы были едины в том, что в произведениях необходимо вырабатывать новые качественные художественные признаки, отходить от шаблонов, развивать психологизм, делать образы героев привлекательнее и интереснее. Мнения были совершенно обоснованные, поскольку назревшая проблема требовала решения. Однако преодолеть «бесконфликтность» в одночасье не удастся, потребуется время и консолидация творческих сил.

Развиваясь в русле единого литературного процесса, северокавказские литературы не были отделены от влияния «бесконфликтности». На это указывал на съезде А.Сурков в своем  докладе: «На первом писательском съезде никто не поднимал вопроса о творческом взаимодействии и взаимном влиянии между братскими литературами. Тогдашний уровень развития литератур еще не давал основания для постановки этого вопроса. Один из многочисленных итогов для развития всей нашей многонациональной литературы в период между двумя съездами – это растущее творческое взаимодействие и взаимовлияние литератур друг на друга» [1,с.179]. 

С этим нельзя не согласиться, типологические связи литератур определяли жанровое и идейно-художественное содержание произведений. В результате этих связей бесконфликтность оказала влияние на северокавказские литературы.

Стремление писателей к изображению положительного героя вели к его некоторой идеализации и упрощенности конфликта, что не могло не сказаться на качестве художественных произведений. Влияние советской литературы на национальные было велико (романы о восстановлении жизни на селе С.Бабаевского и производственная проза Г.Николаевой), поэтому совершенно оправдан интерес северокавказских писателей к деревенской и производственной темам в 50-е года прошлого века, к воссозданию в произведениях однотипных художественных конфликтов (противостояние «плохой»−«хороший»), к облегченности стиля в художественных произведениях.

Говоря о бесконфликтности, писатель Д.Костанов, автор романа «Слияние рек», пишет: «Одним из подтверждений неглубокого раскрытия жизненных явлений нашими некоторыми произведениями является поверхностная разработка конфликта» [2,с.23]. 

Вышесказанное в полной мере относится ко всем северокавказским литературам, в каждой из них по-своему отразилось влияние бесконфликтности. Чеченская литература в 50-60-е годы прошлого века ознаменовалась новым этапом развития, однако это не избавило ее от влияния бесконфликтности. Выразилось это в ряде признаков в произведениях, в том числе и жанровых.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Конфликт и «бесконфликтность» в чеченской повести конца 50−х – начала 60−х годов XX века
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru