Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей |
Страница 2 из 10
В программе по развитию речи умственно отсталых учащихся особое место отводится уточнению, обогащению и активизации словарного запаса. Скудность словарного запаса создает трудности при общении детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими людьми. В одних случаях затрудняется понимание обращенной речи, в других – осложняется построение собственных высказываний. Наряду с этим бедность словарного запаса приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, что делает речь однообразной, шаблонной и неточной. Словарный запас, ограниченный у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, к старшим годам обучения, несомненно, увеличивается. Для обогащения речи умственно отсталых учеников требуется специально организованная длительная коррекционная работа. Расширение словарного запаса требует целенаправленной и напряженной работы, большего использования действий и наглядных средств и приемов обучения, а также целой системы специальных упражнений, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции, побуждающие употреблять вновь приобретенные слова и закреплять их в речи. Обогащение словаря умственно отсталого ребенка новыми словами осуществляется под влиянием обучения с уточнением значений уже известных им слов, представлений и понятий, предметов и явлений окружающей действительности. При этом должны быть учтены индивидуальные и типологические особенности каждого ребенка. Для наиболее полноценной коррекционной работы необходимо изучить уровень сформированности лексической стороны речи учащихся и, отталкиваясь от этого, работать с каждым ребенком по индивидуальной программе. Коррекционную работу необходимо вести в двух направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности. Речь является для ребенка средством информации, способом передачи опыта (передачи знаний, способов действия), средством мышления. Однако даже при нормальном развитии к началу дошкольного возраста создаются лишь начальные предпосылки к осуществлению всех этих задач. Младший дошкольник лишь в очень ограниченных пределах может получить информацию с помощью слова – ему понятна только та информация, которая касается хорошо знакомых, наглядно воспринимаемых предметов, людей в привычной ситуации. Почти совсем невозможна в это время еще передача новых знаний, сведений, способов действия с помощью речи. Мышление осуществляется, в основном, в наглядном плане, и лишь изредка возникает фиксация в слове его цели и результата. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.