Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей

При формировании лексического строя речи у учащихся закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.

Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения педагогом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его структурные элементы: приставки, корни, суффиксы, умеет ли видеть родственные слова. Детям с нарушением интеллекта удается это с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря и словоупотребления.

Словарь этих детей можно обогатить очень простыми приемами. Делается это в каждодневной жизни в процессе игр и повседневного речевого общения с ребенком. Названия предметов (т.е. имена существительные) легче всего могут быть усвоены ребенком по так называемым «смысловым группам». С этой целью в соответствующих жизненных ситуациях или в ходе специально организованных в детском саду или дома речевых игр и занятий ребенку рассказывают о различных животных, растениях, инструментах и т.п., показывая их при этом в натуральном виде, на картинках или в виде игрушек.

Для обогащения речи ребенка глаголами очень важно обратить его внимание на то, что каждое живое существо может совершать множество самых разнообразных действий. (Например, собака может прыгать, лежать, стоять, спать, убегать, догонять, лаять, рычать, кусаться, ласкаться, сторожить и т.д.).

Для усвоения ребенком признаков предметов (т.е. имен прилагательных) необходимо позаботиться о том, чтобы он знал названия цвета окружающих его предметов, чтобы он умел различать пищевые продукты по вкусу и знал соответствующие слова для его обозначения.

Чем раньше мы начнем развивать у ребенка чувство языка, тем легче ему будет соотнести слово с понятием, заключенным в нем. Использование синонимов, с их разнообразием смысловых оттенков, сделает речь ребенка выразительнее и богаче. При работе над синонимами необходимо уделять внимание многозначности слов, что кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, следует подобрать синоним. Личные наблюдения ребенка над лексической стороной слова дают ему возможность понять, как живет слово в тексте.

Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru