Мультимедиа как результат творческих поисков ХХ века


Конечно, предугадать пути взаимодействия интеллектуальной среды на зрителя с помощью бурно развивающейся технологической составляющей невозможно, так же как невозможно предугадать, какие формы в этих условиях приобретет сам творческий процесс и будет ли он вообще существовать или станет уделом единиц интеллектуалов, создающих свои романы с помощью пишущей машинки, ставящих пьесы на домашних сценах и снимающих кино по старинке на пленку.
В своей статье «Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества» И.Н.Дубина отмечает, что в телекоммуникационном искусстве продукты креативной деятельности становятся не результатами, а документами, фиксирующими креативный процесс телекоммуникационного диалога. При этом резко смещаются акценты с объектно-субъектных отношений к субъектно-субъектному взаимодействию. В результате не только дематериализуется объект искусства, но и радикально изменяется представление о субъекте творчества. «В интерактивном творчестве, − пишет И. Дубина, − нет произведения, есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. В новой парадигме понятие автора заменяется понятием авторства общей задачей так называемых «художников» и так называемых «реципиентов». Новые коммуникационные технологии способствуют решению этой задачи и расширению креативного сотрудничества и взаимодействия» [3].
Нельзя не согласиться и с Л.Мановичем, утверждающим, что Сеть − это действующая сила модернизации, так же как и прекрасная метафора для нее. «Так называемые проекты «сетевого искусства», − считает он, − это просто манифестации социальных, лингвистических и психологических сетей, созданных или хотя бы сделанных видимыми с помощью этих проектов людьми, входящими в современное пространство, пространство, где современные города платят за вхождение в глобальную экономику диснеефицированием самих себя, где каждый платит какую-то цену: меняя личный контакт на виртуальный контакт (телефон, факс, Интернет); меняя близкие группы на виртуальные сообщества, которые довольно часто похожи на вокзалы, где кто-то постоянно приходит и уходит…» [4].
Что касается интерактивности как таковой, то есть взаимодействия пользователя с произведением искусства, то, в сущности, любой продукт искусства, начиная от наскальной живописи, в известной мере является интерактивным, как только он становится достоянием широких слоев общества. Воздействие на массы и оценка ими любого произведения есть акт интерактивного участия, так как восприятие одного или точка зрения группы людей есть непосредственное участие в результате еще более определяющем и окончательном.
Подходом, конкретизирующим ряд операций герменевтики, является рецептивная эстетика. Это современное направление, зародившееся в западной критике и литературоведении, исходящее из идеи, что произведение искусства возникает и реализуется только в процессе встречи художественного текста и читателя. Последний, в свою очередь, с помощью обратной связи способен воздействовать на данное произведение.
По своим истокам рецептивная эстетика во многом была реакцией на «имманентную эстетику», то есть на идею автономности искусства, на понимание произведения искусства как самодовлеющего и самоценного произведения.
Об этом по-своему сказал однажды В.Набоков: «Главный шедевр любого писателя − это его читатели». Писатель предполагал, что те смыслы, состояния и значения, которые автор кодирует и «зашифровывает» с помощью приемов выразительности и образности в тексте, требуют от читателя некой адекватной конгениальности. 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Мультимедиа как результат творческих поисков ХХ века
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru