Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта

На начальных этапах обучения этих детей одной из основных задач должно быть развитие их практического интеллекта, обучение их полноценному использованию наглядных средств, при решении практических и игровых задач, способам и приемам решения этих задач. Такое обучение базируется на актуальном развитии детей, на возможностях зоны развития и является действительно развивающим обучением. Оно позволяет в определенной мере развить их познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевые качества, подготовить к несложным видам труда, по возможности социально адаптировать. Эта работа окажет большую помощь обществу и родителям таких детей в их стремлении включить их в социокультурное пространство здоровых людей.

При работе с умственно отсталыми детьми особое значение имеет создание коррекционно-развивающей среды, в которой следует соблюдать охранительный (щадящий) режим: это спокойная доброжелательная обстановка в группе (классе), отсутствие посторонних раздражителей, посильная, дозированная нагрузка ребенка учебным материалом, чередование нагрузки с отдыхом. Необходимы также частое эмоциональное общение с ребенком, ласка, без чего не может осуществляться его полноценное развитие, пробуждать и воспитывать в нем интерес к окружающим его людям и предметам, обучать его координированным движениям с помощью упражнений и игр, стараясь сделать их для него приятным и веселым занятием. Как в группе, так и в классе должно оставаться свободное пространство для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Для обеспечения детям возможности самостоятельных индивидуальных игр необходимо оборудовать игровой уголок, обстановка которого приближалась бы к домашней (игровой шкаф, стенд, диван, либо ковер на полу, достаточное количество игрушек).

Формы проведения занятий могут быть самыми различными. С воспитанниками они могут проводиться на ковре с игрушками, или на стульчиках, расставленных по кругу или полукругом. На занятиях предметно-практической или продуктивной деятельностью дети рассаживаются за столиками. Рабочее место ребенка – стол с горизонтальной поверхностью. Столы учеников лучше располагать не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними, для того, чтобы каждый ученик мог легко выйти к столу учителя. Стол педагога стоит в центре полукруга и является демонстрационным.

Особое значение для организации учебно-воспитательной работы с тяжело отсталыми детьми имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом, специальным оборудованием для физкультурных занятий. Полноценная работа без достаточно большого необходимого оборудования в данных классах (группах) невозможна. В отделениях ДДИ учебно-воспитательный процесс осуществляется с группой детей, с которыми занимаются учитель-дефектолог, педагоги доп.образования, логопед, психолог, воспитатель и няня.

Обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования детей: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях. Воспитатель, проводя все режимные моменты с детьми, прививая им санитарно-гигиенические навыки, организуя игры детей, их досуг, кроме того проводит занятия по расписанию, закрепляет материал, который дают педагог-дефектолог и логопед. Эти специалисты проводят занятия с детьми по подгруппам и индивидуально. Режимные моменты, свободные (организуемые) игры, занятия, прогулки в течение дня воспитатель использует для непрерывного воспитания и обучения детей.

Для того, чтобы организовать детей на занятия, необходимо научить их выполнять определенные элементарные правила: сидеть на своем месте, слушать педагога и других детей, внимательно смотреть и выполнять требуемые действия, отвечать на вопросы, не мешать другим детям. Необходимо пробудить у детей интерес к занятиям. Когда у ребенка появляются элементы отношения и интереса, начинает появляться и внимание. Поэтому важную роль приобретает использование эмоций, как относительно более сохранной стороны психики у глубоко умственно отсталых детей и игровой формы для привлечения и удержания их внимания, интереса, повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей. Опираясь на отдельные относительно сохранные стороны психики у разных детей, необходимо использовать имеющиеся у них зачатки интересов: к игре, к музыке, к слушанию сказок и стихов, к изготовлению поделок, к физическим упражнениям, к помощи взрослым в бытовом труде. Некоторые дети проявляют склонность опекать других детей. Эти склонности детей можно использовать во время самообслуживания, в быту, на занятиях физической культурой, а также на всех других занятиях, чередуя менее и более привлекательные виды деятельности.

Основной установкой в работе с особыми детьми для воспитателя является у них устойчивого произвольного внимания и работоспособности должна быть организация на занятии постоянной активной деятельности всех детей. Каждый ребенок должен быть в поле зрения педагога, четко знать задание на данный момент. Ориентируясь на основную часть класса (группы), нельзя оставлять без внимания более слабых детей, которым необходимо дать индивидуальное задание. Нельзя создавать у таких детей привычку бездействия, допускать их выпадения из работы класса (группы). Как правило, как только такой ребенок оказывается предоставленным самому себе, он совершенно отключается от работы, его внимание переключается на посторонние предметы, он не занимается сам и начинает мешать другим детям. Таким детям надо давать посильные задания и обязательно побуждать их к деятельности и контролировать ее выполнение. Поскольку внимание детей неустойчиво, кратковременно и непроизвольно, они не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Чтобы поддерживать внимание и заинтересованность детей в течение занятия, урока, необходимо чередовать:

- моменты относительно пассивной деятельности (наблюдения за действиями, движущимися предметами, восприятие показов и объяснений педагога) с их активной деятельностью (ответы, практические действия);

- общегрупповые, общеклассные действия (хоровое повторение слов, стихов, дидактические игры, физические упражнения);

- с выполнением индивидуальной работы каждым ребенком (рисование, письмо в тетради);

- трудовые, требующие напряжения задания необходимо сменять легкими, эмоциональными, игровыми;

- подвижную деятельность детей – спокойной усидчивой работой.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru