Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта

Особый подход требуется к ребенку вялому, пассивному, ничем не интересующемуся, малоподвижному с застывшим взглядом (часто это дети с синдромом Дауна). Такого ребенка нужно чаще спрашивать с места, вызывать к доске, и столу педагога для выполнения практических заданий. Полезно включать его в группу из 3-4 учеников, которые должны отвечать или выполнять какие-либо действия по очереди. Ответы других детей стимулируют активность заторможенного ребенка. Вся работа воспитателя направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий какие-то отклонения в развитии, трудности поведения, был социально адаптирован к условиям современной жизни, т.е. самостоятельно мог правильно вести себя в различных ситуациях. За этой, казалось бы, очень простой и естественной задачей стоит колоссальная работа по ее решению всего педагогического корпуса: учителей, воспитателей, администрации, технического персонала.

Формами такой работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида, влияют на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения. Все социально-культурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга детей: организация и проведение экскурсий, поездок, походов, праздников, развлечений, чаепитий и т. д. Обязательное условие досуговой программы – образовательный аспект, т.е. в результате ее основания участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний оздоровления.

Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие детей-инвалидов в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает его к духовным ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Степень участия детей в постановке различна: самостоятельное исполнение роли, исполнение роли параллельно с педагогом, участие только в качестве зрителя.

Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает. Тематика праздников различна. В процессе планирования праздника важны различный подход и учет особенностей детей.

Участие ребенка-инвалида в праздниках вместе со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ко второй группе можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала детей, участие в городских, региональных и федеральных конкурсах детских работ различной направленности. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности.

Основной формой работы является арт-терапия – это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы оно ни было примитивно и упрощено. Таким образом, организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта, включающая в себя деятельность, обеспечивающую успешное участие детей, формирование конструктивных форм общения, позволяет решать проблемы социализации этих детей.

Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru