Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников

Нефедова Алла ВалерьевнаNefedova Alla Valerjevna – старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии,

гуманитарный институт, Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

 

Аннотация: статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования.

Abstract: the article deals with the peculiarities of speech development of mentally-retarded primary school students. The main components of speech development, the results of empirical research are considered.

Ключевые слова: речевое развитие, умственная отсталость, младшие школьники, учебно-воспитательный процесс.

Keywords: speech development, mental deficiency, primary school students, educational process.

Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью учета особых образовательных возможностей и потребностей школьников с интеллектуальной недостаточностью (в соответствии с концепцией единого образовательного пространства). Изучение речи умственно отсталых учащихся позволяет рассмотреть вопрос о поиске новых путей, способствующих реализации возможностей речевого развития детей-олигофренов в учебно-воспитательном процессе. Однако имеющиеся в отечественной науке исследования по проблеме речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью не в полной мере отражают особенности лексической, грамматической, смысловой сторон их речи [1,2,3]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дифференцировать речевое развитие младших школьников в норме и при умственной отсталости, изучить сформированность отдельных аспектов речевой функции. Это и стало целью настоящей работы.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: выявить особенности импрессивной (понимание) и экспрессивной (говорение) речи испытуемых условно-нормативной группы и при умственной отсталости. Рассматривались такие параметры речевого развития, как лексика, грамматика, понимание смысла, логичность высказываний. Под лексикой понимается сформированность представлений о многозначности слова, точность словоупотребления, объем активного и пассивного словаря. В содержание параметра «грамматика» включается правильность образования и употребления языковых форм и конструкций, усвоение словообразования и синтаксиса, построение предложений. Понимание смысла рассматривается, как умение выделять смысловую структуру текста, позволяет выяснить уровень понимания фразовой речи. Логичность высказываний интерпретируется, как умение устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, скрытый смысл событий.

В качестве испытуемых выступили: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы в возрасте 7-8 лет (условно-нормативная группа) и учащиеся второго класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида в возрасте 7,5-8,5 лет. Диагностические методики выбирались в соответствии с возможностями испытуемых. Для диагностики речевого развития условно-нормативной группы были использованы методики «Антонимы», «Пересказ текста», «Словарь», «Последовательные картинки», «Незаконченные предложения»[4], для исследования речи умственно отсталых младших школьников – диалог, называние предметов и действий, составление фраз, «Последовательные картинки», понимание значений слов, предложений, инструкций [5].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru