Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников |
Страница 1 из 3 Нефедова Алла Валерьевна / Nefedova Alla Valerjevna – старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и психологии, гуманитарный институт, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Аннотация: статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования. Abstract: the article deals with the peculiarities of speech development of mentally-retarded primary school students. The main components of speech development, the results of empirical research are considered. Ключевые слова: речевое развитие, умственная отсталость, младшие школьники, учебно-воспитательный процесс. Keywords: speech development, mental deficiency, primary school students, educational process. Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью учета особых образовательных возможностей и потребностей школьников с интеллектуальной недостаточностью (в соответствии с концепцией единого образовательного пространства). Изучение речи умственно отсталых учащихся позволяет рассмотреть вопрос о поиске новых путей, способствующих реализации возможностей речевого развития детей-олигофренов в учебно-воспитательном процессе. Однако имеющиеся в отечественной науке исследования по проблеме речевого развития школьников с интеллектуальной недостаточностью не в полной мере отражают особенности лексической, грамматической, смысловой сторон их речи [1,2,3]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дифференцировать речевое развитие младших школьников в норме и при умственной отсталости, изучить сформированность отдельных аспектов речевой функции. Это и стало целью настоящей работы. Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: выявить особенности импрессивной (понимание) и экспрессивной (говорение) речи испытуемых условно-нормативной группы и при умственной отсталости. Рассматривались такие параметры речевого развития, как лексика, грамматика, понимание смысла, логичность высказываний. Под лексикой понимается сформированность представлений о многозначности слова, точность словоупотребления, объем активного и пассивного словаря. В содержание параметра «грамматика» включается правильность образования и употребления языковых форм и конструкций, усвоение словообразования и синтаксиса, построение предложений. Понимание смысла рассматривается, как умение выделять смысловую структуру текста, позволяет выяснить уровень понимания фразовой речи. Логичность высказываний интерпретируется, как умение устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, скрытый смысл событий. В качестве испытуемых выступили: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы в возрасте 7-8 лет (условно-нормативная группа) и учащиеся второго класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида в возрасте 7,5-8,5 лет. Диагностические методики выбирались в соответствии с возможностями испытуемых. Для диагностики речевого развития условно-нормативной группы были использованы методики «Антонимы», «Пересказ текста», «Словарь», «Последовательные картинки», «Незаконченные предложения»[4], для исследования речи умственно отсталых младших школьников – диалог, называние предметов и действий, составление фраз, «Последовательные картинки», понимание значений слов, предложений, инструкций [5]. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.