Особенности репрезентации концепта «любовь» в художественных произведениях У.С. Моэма

Яушева Елена Васильевна / Yausheva Elena Vasilevna магистрант,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

 

Аннотация: данная статья посвящена анализу особенностей языковой репрезентации концепта «любовь» в произведениях У.С. Моэма. Особое внимание уделяется исследованию фразеологических единиц, пословиц, афоризмов и метафор, репрезентирующих концепт «любовь».

Abstract: this article deals with the analysis of the peculiarities of language representation of concept «love» in the works by W.S. Maugham. Special attention is paid to the study of the phraseological units, proverbs, aphorisms and metaphors, which represent concept «love».

Ключевые слова: концепт «любовь», репрезентация, когнитивные признаки, картина мира, фразеологические единицы, метафора.

Keywords: concept «love», representation, cognitive properties, picture of the world, phraseological units, metaphors.

 

В современных гуманитарных науках образ человека находится в центре внимания и рассматривается многогранно и многоаспектно. Концепты как стереотипы языкового и культурного сознания являются источниками культурологической информации о человеке, как носителе языка, так как связь языка и мышления отражена в концепте как в ментальном образовании, получающем лингвистическую репрезентацию.

Хотя сам термин приобрел популярность в последнее время, изучением концепта занимались ученые разных эпох. Будучи междисциплинарным термином, «концепт» часто подменяется родственным наименованием «понятие», их разграничение весьма условно и признано не всеми лингвистами. Логичнее говорить о некой общей совокупности знаний, ассоциаций и образов, связанных с определенной реалией и выражаемых различными лингвистическими средствами.

В современной лингвистике существуют различные способы описания концептов и, соответственно, выделяются разные типы концептов: простые и сложные, абстрактные и конкретные концепты. Структура уровневого концепта состоит из одного или нескольких когнитивных слоев, различающихся по степени абстракции. Структура одноуровневого концепта включает чувственный образ и один базовый слой, а многоуровневого – помимо базового, несколько других когнитивных слоев. Особую разновидность представляют комбинированные структурные типы концептов – одноуровневый сегментный, многоуровневый сегментный, многоуровневый уровнево-сегментный [3: 8-9].

Концепт «любовь» является универсальным, общим для многих культур и картин мира. Он стоит в одном ряду с такими концептами «человек», «вселенная», «жизнь», «грех», «слово» и т.д. При всей своей универсальности он получает свою специфику в национальном и индивидуальном сознании. Так, в английском языке данный концепт представлен обширным номинативным полем, включающим лексические и фразеологические единицы и репрезентующим следующие когнитивные признаки: противоречивость; иррациональность; стихийность; тесную связь с другими эмоциями и чувствами (как положительными, так и отрицательными); свободу и взаимность чувств; проявление бескорыстия или корысти; основу семейных отношений; ритуальность; аналогию с игрой. Следует заметить, что как количество когнитивных признаков, так и основания для их выделения во многом определяются позицией исследователя.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности репрезентации концепта «любовь» в художественных произведениях У.С. Моэма
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru