Страница 3 из 3
Некоторые исследователи рассматривают стратегии и тактики без конкретизации. Так, по И.П.Тарасовой, стратегии и тактики общения – взаимосвязанные понятия, представляющие собой владение процессом коммуникации и его адаптацию к существующим условиям. При этом стратегия направлена на достижение определенного долговременного, генерализованного результата (например, воздействие и/или формирование мировоззрения, поддержание авторитета и т.д.), в то время как тактика являет собой совокупность коммуникационных приемов на отдельном этапе общения и может быть направлена на установление и поддержание контакта, развитие разговора, убеждение и переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д. [15, с.107-108]. Г.А.Золотова вводит понятие регистровых блоков текста, выбор и упорядочение которых зависят от тактики и стратегии адресанта. Анализ тактики показывает, как создается текст, стратегии – для чего он создается. Из этого можно сделать вывод, что стратегия является надтекстовой (дискурсивной) категорией, объединяющей цели, желания, прагматические интересы и ценности адресанта, в то время как тактика «реализуется и может быть эксплицирована лингвистическими средствами» [7, с.82]. З.Г.Бурдина понимает стратегию как единый план развития конкретного дискурса и выделяет не стратегии и тактики, а макро- и микростратегии, первые из которые, связаны с целями глобального, долговременного характера, вторые – с задачами достижения заявленных целей коммуникации [3]. Важно разделять коммуникативные стратегии и тактики и смежные понятия. Так, О.С. Иссерс указывает на фундаментальное отличие коммуникативных стратегий от речевых актов и жанров – в отличие от последних, стратегия может иметь не одну, а несколько четко определенных целей [8,с.74]. Стратегия – когнитивный план общения, контролирующий характер коммуникации, оптимальным образом реализующий коммуникативные цели и задачи коммуниканта; в отличие от максим общения, стратегия не является его обязательной характеристикой [8, с.100-101]. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что стратегии и тактики – альтернативные гибкие однонаправленные единицы, используемые на глобальном и локальном уровне, соответственно. При выделении конкретных стратегий в ряде исследований либо повторяются названия речевых актов, либо происходит их отождествление со структурно-семантическими особенностями дискурса, например, О.С. Иссерс выделяет такие эффективные частные стратегии, пересекающиеся с определениями речевых актов и жанров, как комплимент, самопрезентация, уговаривание, подчинение и др. [8]. Подводя итог, мы отмечаем, что на данный момент исследователи концентрируют свое внимание на практическом выявлении конкретных стратегий и тактик, их описании, доказательстве их реального проявления в коммуникации посредством определенных языковых средств. На наш взгляд, важно классифицировать выявленные стратегии и тактики в целях их детального сопоставления и более глубокого анализа.
Литература
1. Астафурова Т.Н. Стратегия: когнитивный или коммуникативный концепт? // Язык в эпоху знаковой культуры. Тезисы докл. международной науч. конф. Иркутск: ИПТИИЯ, 1996. С. 5-27. 2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. 1987. С. 88-125. 3. Бурдина З.Г. Грамматика и коммуникативно-когнитивные стратегии интерпретации текста // Филологические науки. 1995. №4. С. 23-27. 4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ. / сост. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 310с. 5. Демьянков В.З. Интерпретация текста и стратагемы поведения // Семантика языковых единиц и текста (лингвистические и психолингвистические исследования). М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1979. 148с. 6. Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. Т. 40. №4. 175с. 7. Золотова Г.А. Говорящее лицо и структура текста // Язык Система. Язык Текст. Язык – Способность. М.: Ин-т русск. яз. РАН, 1995. 315с. 8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.:КомКнига, 2006. 288 с. 9. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность; проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3-18. 10. Менг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как психолингвистическая реальность. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1982. 217с. 11. Павлов Д.Н. О некоторых проблемах определения термина «коммуникативная стратегия» // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина, 2006. №2. С. 62-64. 12. Плотникова С.Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2000. 244 с. 13. Плотникова С. Н. Стратегичность и технологичность дискурса // Лингвистика дискурса-2. Вестник ИГЛУ: Серия Лингвистика и МКК, Иркутск, 2006. №3. С. 82-98. 14. Сусов И.П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения: Межвуз. сб. науч. тр. Калинин: КГУ, 1989. С. 9-16. 15.Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез: Пособие по самообразованию. М.: Высшая школа, 1992. 173с. 16.Чахоян Л. П., Паронян Ш. А. Взаимодействие интенций как фактор, определяющий типы межличностного общения // Личностные аспекты языкового общения: Межвуз. сб. науч. тр. Калинин: КГУ, 1989. С. 67-75. 17.Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 256с. 18. Cohen P. R., Levesque, H. J. Persistence, intention and commitment // Cohen, P.R., Morgan, J., Pollack, M.E. (Eds). Intentions in Communication. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1990. 247p. 19. Farch C., Kasper G. (Eds.). Strategies in interlanguage communication. London, England : Longman, 1983. 383p. 20. Goffman E. Interaction Ritual. Essays on Face-to-Face Behavior. New York: Doubleday Anchor Books, 1967. 268p. 21. Gumperz J. J. Discourse Strategies. Cambridge : Cambridge UP, 1982. 293 p. 22. Kellermann K. Communication: Inherently strategic and primarily automatic // Communication Monographs. 1992. V. 59. P. 288-300. 23. Labov W., Fanshel D. Therapeutic Discourse. Psychotherapy as Conversation. New York: Academic Press, 1977. 347 p. 24. Williamson J. Decoding Advertisements: Ideology and Meaning in Advertising. London, New York: Marion Boyars, 1978. 180p.
|