Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10)

Социальный опыт приобретается во время повседневной жизни. Многообразная деятельность, которая осуществляется во время проведения режимных моментов, медицинского осмотра, гигиенических процедур, работы в творческих мастерских может быть целенаправленно использована для ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи [5, c. 94].

Коммуникация - это вступление в контакт с другими людьми, с окружающим миром и проявление интереса к нему, а также обмен сообщениями между двумя и более собеседниками [3, c. 102].

Традиционно коммуникация подразделяется на вербальную: с помощью слов (активной речи) и невербальную: общение с помощью других средств (жестов, мимики, положения тела, эмоциональных проявлений и т.п.) [2, c. 82-83].

Но что же такое альтернативная коммуникация? Данная статья преследует своей целью раскрыть некоторые аспекты этого понятия.

В литературе, рассматривающий этот вопрос, существует ряд определений. Согласно одной из традиционных трактовок, альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для человека [2, c. 98]. Этот тип коммуникации используется для взрослых людей с тяжелыми нарушениями коммуникации, которым по каким-то причинам недоступна экспрессивная вербальная речь и имеющих трудности в восприятии речи.

По другому определению, альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи [1, c. 18]. Основное правило альтернативной коммуникации можно сформулировать следующим образом: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может» [5, c. 77-78].

В мире известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Выбор коммуникативного средства обычно обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.

Особой кинетической системой для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи являетсядактилология (движения пальцев рук – обозначают буквы алфавитов национальных языков) и жестовая речь. Также применимы письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, пантомима, указательные жесты, мимика и др.

Отметим, что в практике могут использоваться как самостоятельно, так и в определенных комбинациях произвольно выбранные символы.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru