Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10) |
Страница 4 из 6
Обозначим направления, в которых может применяться альтернативная коммуникация: - как постоянная, ежедневная практика; - как временная помощь в период обострения проблем с коммуникацией; - как помощь для приобретения лучшего владения речью; - как вспомогательное средство для улучшения овладения речью. Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий высокого профессионализма и глубоких знаний в этой области. Естественно, в рамках одной статьи раскрыть все нюансы данной темы невозможно. Поэтому хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в работе и общении с умственно – отсталыми реабилитантами, имеющих комплексные нарушения в развитии. В условиях Психоневрологического интерната №10 проживают люди, которые в силу своих психофизических особенностей не могут овладеть профессиями, но имеют желание и могут быть вовлечены в трудовую деятельность. Важнейшим направлением коррекционной работы является совершенствование эмоционально-волевой сферы реабилитантов. Развитие умственно отсталых воспитанников происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Есть категория реабилитантов, которая не использует вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, двухсторонняя нейросенсорная тугоухость, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие). Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы реабилитантов. Для продвижения людей с ограниченными возможностями в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно-отсталых людей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления [4, c. 44-45]. Обучение же устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителей. Но результативность, из-за уровня нарушений, остается очень низкой. В итоге в полной мере не развивается и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимание языка. На базе Реабилитационного центра Психоневрологического интерната №10в работе с людьми с нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации, такие как: - объектная (предметная) коммуникация - предполагает использование объектов, которые символически изображают различные понятия; – тактильная система коммуникации – используется для поддержания понимания устной речи, но не для ее замены; жесты используются как сопровождение устной речи, говорить следует простыми короткими фразами. Важным моментом при использовании тактильной системы коммуникации является тот факт, что персоналу следует избегать ситуаций, когда приходится выполнять какие-то жесты руками воспитанника. В некоторых случаях коммуникативный партнер может выполнять жесты, держа свои руки под руками реабилитанта. Такой подход демонстрирует больше доверия и поддержки. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.