Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10)

Обозначим направления, в которых может применяться альтернативная коммуникация:

 - как постоянная, ежедневная практика;

 - как временная помощь в период обострения проблем с коммуникацией;

 - как помощь для приобретения лучшего владения речью;

 - как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий высокого профессионализма и глубоких знаний в этой области. Естественно, в рамках одной статьи раскрыть все нюансы данной темы невозможно. Поэтому хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в работе и общении с умственно – отсталыми реабилитантами, имеющих комплексные нарушения в развитии.

В условиях Психоневрологического интерната №10 проживают люди, которые в силу своих психофизических особенностей не могут овладеть профессиями, но имеют желание и могут быть вовлечены в трудовую деятельность. Важнейшим направлением коррекционной работы является совершенствование эмоционально-волевой сферы реабилитантов.

Развитие умственно отсталых воспитанников происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Есть категория реабилитантов, которая не использует вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, двухсторонняя нейросенсорная тугоухость, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).

Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы реабилитантов. Для продвижения людей с ограниченными возможностями в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенным является специально организованное обучение и воспитание.

Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно-отсталых людей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления [4, c. 44-45]. Обучение же устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителей. Но результативность, из-за уровня нарушений, остается очень низкой. В итоге в полной мере не развивается и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимание языка.

На базе Реабилитационного центра Психоневрологического интерната №10в работе с людьми с нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации, такие как:

- объектная (предметная) коммуникация - предполагает использование объектов, которые символически изображают различные понятия;

тактильная система коммуникации – используется для поддержания понимания устной речи, но не для ее замены; жесты используются как сопровождение устной речи, говорить следует простыми короткими фразами. Важным моментом при использовании тактильной системы коммуникации является тот факт, что персоналу следует избегать ситуаций, когда приходится выполнять какие-то жесты руками воспитанника. В некоторых случаях коммуникативный партнер может выполнять жесты, держа свои руки под руками реабилитанта. Такой подход демонстрирует больше доверия и поддержки.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru