Природа и Архитектура в «рисунке» силуэта города

Вопросами формирования и эмоционального влияния силуэта  города на человека занимались многие авторы. Л. Тонев отмечает, что силуэты городов изменялись с течением времени, в зависимости от множества влияющих факторов природного, социального, экономического, утилитарного и др. характера. В античности и в средние века, например, силуэт городов, главным образом небольших, определялся утилитарными потребностями ввиду основной заботы об обороне. «Город располагался компактно между крепостными стенами на ограниченной и неприступной территории, причем для резиденции власти и религиозных святилищ выбиралось наиболее возвышенное и труднодоступное место. Так, город или крепость приобретали естественное силуэтное выражение»[5,с.230].В результате городской силуэт формировали объемы преимущественно главных общественных зданий, а жилые дома представляли «их естественный фон»[5,с.231]. Таким образом, человек, приближаясь к городу, «издали узнавал его структуру, легко ориентировался, психически предварительно вступал в общение с его жизнью» [5,с.231]. Затем, попадая в город, «он уже предварительно был знаком с ним. Это усиливалось тем обстоятельством, что въездные дороги обычно вели в центр города, где находились и главные общественные здания, и архитектурные доминанты, выступавшие, и увиденные путником издали в городском силуэте» [5, с.231-232].

Силуэт, по мнению А.Э.Гутнова и В.Л.Глазычева, обладает для человека серьезным значением в силу фундаментальных особенностей его психики. Живописный силуэт, с множеством вертикальных акцентов (башенок и деталей), дает человеческому глазу «реперные точки», задерживающие взгляд человека на себе. Наличие таких «точек»,  В.А.Филин, например, считает естественным и необходимым условием формирования архитектурного силуэта, потому что ими обладают силуэты природных форм: верхушки деревьев, вершины холмов, и т.д. Именно поэтому, находясь на границе «небесное»-  «земное», они привлекают внимание и взгляд человека [6]. Л.Тонев придает большое значение размещению вертикальных акцентов и доминант в структуре города, творящих его силуэт и художественный образ, ссылаясь на Альберти, который писал, что «башни придают особую красоту городу, если они размещены в необходимых местах и имеют подходящие очертания» [5,с.227]. Однако Л.Тонев указывает и на «конфликт с выразительностью местности», в который непременно вступают эти объемы в «городах, расположенных в сильно пересеченных горных или холмистых местностях» [5,с.227]. Свои выводы и положения о силуэте города Л.Тонев доказывает на примере болгарской архитектуры, и особенно на примере Праги.

Градостроители прошлого придавали огромное значение выбору места для строительства города, его положению в окружающей природе, со всем комплексом естественных условий. «Природа – фактор поразительной мощи и разнообразия воздействия на человека и, естественно, на все им создаваемое» [9,с.35].Природа не только определяет «концепцию города», являясь структурообразующим фактором, но и композицию, и силуэт, являясь элементом художественного воздействия. Наличие акватории, близость открытых пространств и лесных массивов, использование естественных складок рельефа или отдельно стоящих возвышенностей становились основными условиями формирования композиции и архитектурного силуэта города. Выявление и активное использование этих естественных факторов природы (рельефа) в композиции способствовало архитектурной фиксации наиболее ответственных точек природной ситуации.

Н.Н.Баранов утверждает тесную взаимосвязь силуэта города и природных условий. Из природных факторов, оказывающих влияние на формирование силуэта, он выделяет два основных: рельеф местности и водные поверхности – моря, озера, реки и каналы. Города, расположенные на сложном, живописном рельефе, как правило, имеют соответственно и живописный характер силуэта и совершенно иной характер имеют силуэты городов, расположенных на равнинных территориях. «В условиях плоской местности задача градостроителя сводится к усилению недостаточно развитого рельефа путем искусственного создания характерного силуэта города», считает Н.Н.Баранов [7 с.74-75].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Природа и Архитектура в «рисунке» силуэта города
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Природа и Архитектура в «рисунке» силуэта города