Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей

Развитие лексической стороны речи у умственно отсталых детей – одна из задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря. Этой проблемой занимались В.Г. Петрова, Т.А. Власова, Г.И. Данилкина, М.С. Певзнер, Н.В. Тарасенко, Г.М. Дульнев и другие. Они отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. Проблема формирования лексики не закрыта и развивается по сей день.

Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер [3, с.159].

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое подключение происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Л.С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи [3, с.121].

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и всех других компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru