Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации

 

Мы показали, что в основе когнитивных технологий лежит аргументация, а речь в свою очередь (как и внутренняя речь) – когнитивный процесс. Сегодня аргументация приобретает новые черты в гуманитарном знании, в таких конкретных сферах приложения как философия, мораль, политика, история и другие. Она существует в виде социо-культурных практик, к которым можно отнести и различные способы аргументирования — спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения и т. д. Общим местом стало признание, что вне спора, вне диалога истина рождена быть не может. Как было сказано выше, современная поликультурная ситуация  способствует возрастанию интереса к различным формам диалога. Широкое распространение получило понятие «диалог культур». В диалоговых формах в отношении «оратор → речь → аудитория»объектами управления становятся не только аудитории, представляющие стороны социально-политических и правовых (судебных) процессов-ситуаций, но также конкретные индивидуумы в атомарных ситуациях межличностных взаимодействий [18]. Аудитория представляет собой оппонента, какколлективного, так и индивидуального, а само отношение симметрично инвертируется относительно адресата.

Покажем, что целью аргументации является убеждение:

Оппоненты считают, что кроме коммуникации «убеждение→управление» в диалоговых коммуникативных практиках присутствуют и другие формы, например, прояснение позиций, которая также предполагает аргументацию (подведение оснований под мнение), но не ставит целью убедить оппонента в своем мнении, и поэтому не связана с управлением. Но это не так. С одной стороны дальнейшей целью прояснения позиций является последующее согласование действий, что, безусловно, относится к сфере коллективного самоуправления. С другой стороны, в диалоговых практиках (в частности во внутреннем диалоге) происходит уточнение позиции для себя, что в свою очередь связано с психологическими механизмами самоуправления. 

     Человек существует в двух измерениях: «микро» и «макро» – в собственно человеческом мире и мире больших культурно-исторических процессов. Законы большого системного мира действуют принципиальнопо-иному, чем законы малого, а их граница, пролегая между миром человека и миром культуры, указывает на диалектическую ситуацию двойной субъектности: устремляясь к разным целям, субъектность человека и субъектность культуры взаимно обуславливают друг друга и полемизируют меж собой в своем историческом генезисе [16,17].

Если, отталкиваясь от определения Битцера, определить убеждение как процесс и результат речевой коммуникации с целью изменить положение дел, то наше отношение может быть переориентировано следующим образом: МАКРО-ситуация → оратор (речь) → МИКРО-ситуация.

 Обобщая современные отечественные культурологические подходы и тенденции, просматриваемые в исследованиях последних лет в разных частных областях риторики, коммуникации, аргументации, мы рассмотрели убеждающую коммуникацию как феномен генезиса культуры, что позволило развернуть ее универсальные закономерности и сущностные характеристики. Одна из них – понимание оратора (ритора) как медиатора в социо-культурных процессах. Убеждения, как известно, это не только представления о реальности, но и оценки, идеалы, нормы, цели. В условиях смены парадигм в истории культуры, а на современном этапе – в поликультурных межпарадигмальных социальных условиях чрезвычайно высока роль ритора как медиатора  в самом широком смысле, ведь и педагог в учебной аудитории является именно таким медиатором – посредником, переводчиком – социокультурных смыслов и ценностей.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru