Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие

 

УДК 37.022

Тьюторство возникло в британских университетах Оксфорде и Кембридже. Тьютор (от англ. Tutor) – это прежде всего «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун» [1, c. 5]. В истории российской педагогики уже существовал институт тьюторства. Так, в гимназиях Российской империи была должность наставника, который согласно инструкции 1871 года должен был досконально изучать своих воспитанников, их характер, способности, склонности и недостатки, держать воспитанников под неусыпным попечением, знать их домашнюю обстановку, окружение.

Тьюторство как педагогическая система исследовалось многими российскими и зарубежными учеными. Среди многочисленных педагогов, которые обращали внимание на тьюторскую систему образования, можно назвать Гордона Эд. [1], Гордона Эл. [1], П. И. Горштейна [2], Ж. ле Гоффа [3], А. М. Долгорукова [4], Т. М. Ковалеву [5, 6], Е. Б. Колосову [7], Н. А. Костину [8], В. П. Модени [9], В. С. Муслина [10], И. И. Подгорную [7], В. Б. Полонского[2], А. А. Попова [11], В. А. Попова [12], В. С. Пьянина [13], Н. В. Рыбалкину [14], А. Г. Теслина [15], А. Г. Чернявскую [15], С. А. Щенникова [15], М. С. Якира [2] и многих других. В их трудах мы находим подробный анализ проблематики исследуемого феномена, начиная от особенностей деятельности тьюторов и заканчивая вопросами внедрения в образование данной системы и ее органического сочетания с традиционной моделью.

Целью нашей статьи является анализ нынешнего развития тьюторства в Российской Федерации, определение путей оптимизации подготовки педагогов-тьюторов. Для этого обратимся к истории появления тьюторства в российских школах в конце ХХ столетия.

Кризис традиционной модели организации советской школы содействовал поиску путей современных методик и технологий индивидуализации образования. Так, например, в 1989 году педагоги Московской области начали эксперимент, который назывался «Система работы освобожденного классного руководителя». Организаторы эксперимента, во главе с О. С. Газманом, определили содержание деятельности освобожденных классных руководителей и возможности их подготовки. В ходе эксперимента появилось понятие «педагогическая поддержка», которую должен был осуществлять классный воспитатель (тьютор). В 1990 году были разработаны «Концептуальные основы деятельности классного воспитателя». Первыми слушателями учебных курсов стали представители семи регионов России. Они работали в специальной педагогической структуре, моделировавшей деятельность тьютора, роль которого исполнял руководитель группы. Такой подход четко определял главную функцию тьютора – защита и помощь ребенку в процессе получения образования [5, с. 16].

Для расширения функций тьютора с 1992 года на курсах проходили обучение также учителя-предметники и руководители школ. Таким образом были созданы предпосылки для утверждения новой модели индивидуальной педагогической поддержки школы с новыми культурно-педагогическими условиями для саморазвития каждого из членов этой системы. Позднее некоторые российские высшие учебные заведения, в частности Красноярский государственный университет, внедрили программы по специализации «тьютор-специалист психолого-педагогической поддержки», обучение по которым происходит параллельно с основными специальностями. В аннотации к одной из таких программ сказано, что «…специализация тьютор – это особенное психолого-педагогическое образование, сопровождающее основную специальность и базирующееся на последней. Оно отличается по целям, заданиям и содержанию от традиционного высшего педагогического образования школьного учителя...». Сегодня в России существует достаточно разветвленная сеть школ, в которых есть классные воспитатели-тьюторы: школа № 17 (г. Орел), школа № 8 (г. Сургут), школа сельского поселения Нягань (Тюменская область), школа № 1101 (г. Москва), школа сельского поселения Кондинское (Югра), школа № 20 (г. Таганрог), и другие. В школе-гимназии № 1 города Саратова классные тьюторы проводят исследования культурного самоопределения подростков. Каждый класс имеет тьютора-воспитателя и в школе «Эврика» города Томска. Все учителя и тьюторы упомянутых выше школ работают как педагоги-исследователи. Такое положение позволяет помогать ученикам строить собственную образовательную траекторию и жизненные планы. Освобожденные классные руководители работают и в гимназии № 1 города Ульяновска. Ульяновские тьюторы помогают школьникам в личностном развитии [7, c. 25-26].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru