Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие |
Страница 3 из 4
Функции классного воспитателя (тьютора) были четко определены в приказе № 405 Министерства Образования России от 11 ноября 1992 года («Вестник образования», 1992). В этом документе подчеркивается, что «успех работы с отдельно взятой личностью школьника... – это и есть то главное, что может принести настоящий результат, нужный и родителям, и школе, и каждому воспитаннику». Классный воспитатель имеет небольшую учебную нагрузку (не более девяти часов в неделю), но основной акцент его деятельности – индивидуальная работа с учениками, помощь им в решении личностных проблем. Исследования научного фонда, который отображает проблематику развития тьюторства в России, позволяют утверждать, что данная система успешно апробируется, доказательством чему служит существование и деятельность пяти сертифицированных Тьюторских ассоциаций региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары) [15, с. 5]. На сегодняшний день наиболее системная подготовка тьюторов происходит пока только в одном месте – Московском педагогическом государственном университете на базе магистратуры дневного и заочного отделений (в том числе и на госзаказе подготовки специалистов). Таким образом, созданы условия для тех, кто хочет получить новую профессию – тьютор. Наши исследования также показали, что большинство программ по подготовке тьюторов – авторские курсы, которые включают как философско-теоретические основы тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. Например, представители тьюторской ассоциации России передают личный обобщенный опыт работы, который является основой для 60% учебных материалов. Такая подготовка называется «Тьютор в сфере образования»; ее содержательные модули отображаются в разных направлениях данной отрасли: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство [6]. Современной педагогической науке известны одиночные методики подготовки тьюторов, базирующиеся на отечественных традициях и сохраняющие национальный менталитет. Например, у нас, в России, уже существует общий фонд таких учебных моделей (симбиоз российских и зарубежных программ), называющийся «Технологи открытого образования» [5, с. 2-3]. Отечественный опыт в этом плане имеет определенную специфику. Так, в тьюторской ассоциации существует сегодня целая система сертификации тьюторской практики. Например, в маленьких городах страны, где тьюторство почти не представлено, есть один-два специалиста, работающие в общеобразовательных учреждениях и пытающиеся с помощью компетентностного подхода подтвердить свою квалификацию. Это происходит следующим образом: высылается заявка на сертификацию, в которой педагог описывает свою тьюторскую практику (существуют определенные требования к оформлению такого кейса); после чего эксперт посещает заявленное учебное учреждение и анализирует непосредственно практику тьюторства. После окончания обучения будущих специалистов Тьюторская ассоциация выдает сертификат, который свидетельствует о том, что данное учебное учреждение является модельным звеном системы тьюторского образования [5, с. 3]. Известно, что сегодня тьюторы (около 100 специалистов) работают в школах и других образовательных учреждениях 24 регионов Российской Федерации. Там, где есть группа тьюторских звеньев, реализовывается тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся научные исследования по проблемам тьюторства. Специалисты принимают участие в научно-практических конференциях; организована их издательская деятельность в рамках специализированных изданий. Кроме этого, уже сложилась практика организации центров повышения квалификации, которые обучают или переобучают специалистов-тьюторов. По статистике, сегодня в России пять сертифицированных центров имеют право повышения квалификации тьюторов. Таким образом, можно констатировать факт, что тьюторская система имеет позитивную тенденцию к расширению и укреплению в Российской Федерации [13, с. 20]. Известно, что в европейском образовательном стандарте четко прописана и обоснована весомость принципа индивидуализации обучения учащейся молодежи. В номенклатуру реестра профессий для педагогических учебных заведений следует включить понятие «тьютор». Осознание необходимости тьютора должно быть на всех уровнях руководства учебным заведением. В этой связи президент Тьюторской ассоциации России Т. М. Ковалева отмечает следующее: «Для того чтобы специалист стал тьютором, он должен вначале закончить педагогический бакалавриат или магистратуру, иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен различать понятия «учитель», «воспитатель» [6]. Все сказанное выше дает возможность тьютору как непосредственному участнику учебно-воспитательного процесса выполнять свои профессиональные обязанности, в частности: - создание благоприятных условий для организации и контроля самостоятельной работы учащихся; - проведение индивидуальных и групповых консультаций учащихся; - предоставление научно-методической помощи учащимся в процессе обучения; - обеспечение правильного и эффективного использования учебно-методической литературы; - координирование самостоятельной учебной деятельности учащихся во время внеаудиторной самостоятельной работы; - проверка самостоятельных письменных домашних заданий; - стимулирование потребностей учителя «на протяжении всей жизни» [4, с. 11-12]. Опытом зарубежных педагогов засвидетельствовано, а отечественными учеными доказано, что основной деятельностью тьютора является проведение индивидуальных или групповых учебных занятий с учащейся молодежью; быть репетитором, наставником, исполнять функции руководителя, координатора, консультанта. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.