Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната

В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

У детей нет собственного личного пространства, где ребенок мог бы уединиться. Жизнь в детском доме задает вынужденную публичность проживания. В детском доме четко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать и т.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка. Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

О неэффективности и негативных последствиях институционального воспитания различных категорий сирот, включая умственно отсталых, свидетельствует подавляющее большинство выполненных в данном направлении исследований. Однако альтернативные формы решения проблемы сиротства по разным причинам не могут пока полностью заменить затратную и неэффективную интернатную систему воспитания. В связи с этим сохраняется потребность в разработке программы социальной реабилитации для воспитанников интернатных учреждений.

В настоящее время в Российской Федерации действуют детские дома-интернаты двух типов: для умственно отсталых детей и для детей с физическими недостатками. В них помещаются дети с особенно сложными ограничениями жизнедеятельности, нередко с сочетанными дефектами, нуждающиеся в постоянном контроле и в постоянной посторонней помощи.

Число детей, воспитывающихся в домах-интернатах для умственно отсталых детей, составляет около 22 тысяч и немногим менее 500 – в учреждениях для детей с физическими недостатками. На постоянном постельном режиме (в отделении милосердия, в отделении интенсивного ухода) состоит почти каждый четвертый ребенок с умственной отсталостью и каждый десятый ребенок с физическими недостатками. Всего в России 144 детских дома-интерната (ДДИ) для умственно отсталых детей [6, с.14].

Рассматривая особенности социальной реабилитации детей инвалидов, проживающих вне семьи, необходимо разобраться в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социальной реабилитацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой–либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Рождается человек, как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет развиваться и воспитываться в социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли – это сказка. Человек, выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле этого слова [1, с.266].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru