К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы |
Страница 5 из 7
Среди зарубежных исследователей, занимающихся проблемами межкультурного взаимодействия, можно выделить М. Байрэма (М. Byram). В своей работе автор предлагает следующую трактовку: межкультурная компетенция может рассматриваться как способность к проникновению в суть проблемной ситуации, к приобретению знаний о ценностях и морали другой культуры, а также определенного потенциала для поведения в соответствии с принятыми в стране изучаемого иностранного языка ценностями и моралью [1, с. 34]. В процессе преподавания иностранного языка межкультурную коммуникацию можно рассматривать как общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам. Можно с уверенностью говорить о тесной взаимосвязи аксиологического подхода с социокультурным и культурологическим, так как культура рассматривается как процесс поиска, создания и обретения материальных и духовных ценностей, выработанных обществом в процессе его исторического развития. Новая парадигма обучения иностранному языку предполагает поиск эффективных путей по развитию умений межкультурной компетенции учащихся средней школы, рассмотрение социокультурных ориентиров, неадекватное понимание и использование которых в речевом взаимодействии вызывает культурно обусловленные трудности в общении. Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентаций, но зависит от уровня специальных знаний и коммуникативных умений и наоборот, которые усваиваются учащимися в процессе обучения современными методами [16]. В процессе обучения должны преобладать задания проблемного характера, обладающие развивающим потенциалом, которые стимулировали бы последовательное обсуждение социокультурных вопросов и способствовали совершенствованию познавательных интересов, повысили уровень мотивации к овладению иностранным языком и способствовали самосовершенствованию учащихся [6, с. 40]. Для формирования межкультурной компетенции могут быть использованы следующие общепедагогические методы: 1) герменевтические методы, которые предполагают рефлексивное осмысление и актуализацию субъективного опыта обучающихся, где каждый может сравнить уровень своего восприятия жизни с восприятием его другими, что обогащает субъективный опыт личности и развивает умение вкладывать освоенное знание в продуктивные формы социокультурной деятельности; 2) метод моделирования личностно-значимых социокультурных ситуаций, который развивает коммуникативные способности, умение отобрать, систематизировать и проанализировать необходимую информацию; 3) метод проектов, который призван научить не только какой-либо сумме знаний, а способам получения информации и их экстраполяции в будущую теоретическую и практическую деятельность; способствует развитию умения генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение; 4) метод исследовательской творческой деятельности, направленный на развитие умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, умения осмыслять полученную информацию, выражать свое мнение, аргументировать его, систематически и четко излагать свои мысли в письменном и устном виде; 5) метод проблемного обучения, который способствует развитию творческого мышления, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения анализировать проблемы с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.