К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы

 

Среди зарубежных исследователей, занимающихся проблемами межкультурного взаимодействия, можно выделить М. Байрэма (М. Byram). В своей работе автор предлагает следующую трактовку: межкультурная компетенция может рассматриваться как способность к проникновению в суть проблемной ситуации, к приобретению знаний о ценностях и морали другой культуры, а также определенного потенциала для поведения в соответствии с принятыми в стране изучаемого иностранного языка ценностями и моралью [1, с. 34].

В процессе преподавания иностранного языка межкультурную коммуникацию можно рассматривать как общение языковых личностей, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам.

Можно с уверенностью говорить о тесной взаимосвязи аксиологического подхода с социокультурным и культурологическим, так как культура рассматривается как процесс поиска, создания и обретения материальных и духовных ценностей, выработанных обществом в процессе его исторического развития.

Новая парадигма обучения иностранному языку предполагает поиск эффективных путей по развитию умений межкультурной компетенции учащихся средней школы, рассмотрение социокультурных ориентиров, неадекватное понимание и использование которых в речевом взаимодействии вызывает культурно обусловленные трудности в общении.

Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентаций, но зависит от уровня специальных знаний и коммуникативных умений и наоборот, которые усваиваются учащимися в процессе обучения современными методами [16].

В процессе обучения должны преобладать задания проблемного характера, обладающие развивающим потенциалом, которые стимулировали бы последовательное обсуждение социокультурных вопросов и способствовали совершенствованию познавательных интересов, повысили уровень мотивации к овладению иностранным языком и способствовали самосовершенствованию учащихся [6, с. 40].

Для формирования межкультурной компетенции могут быть использованы следующие общепедагогические методы:

1) герменевтические методы, которые предполагают рефлексивное осмысление и актуализацию субъективного опыта обучающихся, где каждый может сравнить уровень своего восприятия жизни с восприятием его другими, что обогащает субъективный опыт личности и развивает умение вкладывать освоенное знание в продуктивные формы социокультурной деятельности;

2) метод моделирования личностно-значимых социокультурных ситуаций, который развивает коммуникативные способности, умение отобрать, систематизировать и проанализировать необходимую информацию;

3) метод проектов, который призван научить не только какой-либо сумме знаний, а способам получения информации и их экстраполяции в будущую теоретическую и практическую деятельность; способствует развитию умения генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение;

4) метод исследовательской творческой деятельности, направленный на развитие умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, умения осмыслять полученную информацию, выражать свое мнение, аргументировать его, систематически и четко излагать свои мысли в письменном и устном виде;

5) метод проблемного обучения, который способствует развитию творческого мышления, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения анализировать проблемы с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru