Страница 7 из 7
С целью выявления уровня межкультурной компетенции учащихся средней школы в рамках работы над диссертацией готовится проведение эмпирического исследования. В основу методологии были выбраны социологические методы, целью которых является количественный и качественный анализ уровня межкультурной компетенции учащихся средней школы на современном этапе обучения.
Для диагностики уровня межкультурной толерантности нами был разработан экспресс-опросник, в основу которого легла методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [11, с. 140]. Утверждения, включенные в методику, были адаптированы под условия обучения в современной средней школе.
Изучение интересов современных школьников, выявление их отношения к другим культурам и национальностям, мнения относительно традиций и обычаев англоязычных стран стало возможным благодаря методам интервью и экспертного опроса, которые делают возможным качественный анализ ценностей учащихся, их отношения к другим культурам и народам, уровня восприятия других традиций и самосознания.
Результаты эмпирического исследования позволят сделать выводы о существующих достижениях и проблемах межкультурной компетенции учащихся, а также составить программу уроков аксиологической направленности, основной целью которой будет укрепление межкультурной связи учащихся.
Литература
-
Byram M. Teaching and assessing intercultural competence in language teaching. Multiligual Matters. – Clevedon, 1997. – P. 34–127.
-
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
-
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: Союз, 2001. – 291 с.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 480с.
-
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. – 224 с.
-
Копжасарова У.И., Кикимова А.Т. Формирование социокультурной компетенции учащихся средней школы // Методика обучения культуре и культура обучения иностранным языкам: Международный сборник научных статей / ФГБОУ ВПО «ТГТУ». – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 152 с. – С. 37-41.
-
Королева С.С. Аксиологический аспект формирования вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. - Том 15. – С. 63-65.
-
Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 61-63.
-
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 6-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2006. – 944 с.
-
Психодиагностика толерантности личности // Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.
-
Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
-
Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. – 122 с.
-
Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. – М.: Наука, 1995. – С. 277-285.
-
Щербатых Л.Н. Аксиологический и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 263-264.
-
Янкина Н.В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2006. — 39 с.
Сертификат о публикации
|