Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)


Величавая славянка, сильная волевая женщина, умелая расторопная труженица, любящая мать, некрасовский тип женщины, народный идеал красоты, − вот такие верные и сразу, по сути, обобщающие определения дают учащиеся образу некрасовской героини во время фронтального опроса.
Один из учеников обращает внимание класса на весьма примечательную метафору, употребленную автором при характеристике Матрены – «корова холмогорская»:
− Вспоминается, − говорит он, − герой Тургенева, Павел Петрович Кирсанов, который тоже отличался обликом «изящным и породистым». Но тот – аристократ, а здесь – крепостная…
Размышления ученика стоит направить:
− Заметил ли, что здесь подчеркивается не искусная обработка облика, а его естество? Согласен ли, что в народных разговорах это звучит комплиментом?                                         

Найдет ли отклик судьба некрасовской героини в сердцах современных подростков?Матрена Тимофеевна Корчагина – крепостная крестьянка середины ХIХ века из Российского Подмосковья – из Клина. Ее горе, ее счастье − могут ли они сегодня вызвать чувство сопричастности?
Действительно, источник ее бед не узреть в полной мере без экскурса в историческое прошлое, без осмысления своеобразных классовых антагонизмов ушедшего столетия.                                                       «Терпи, многокручинная!
 Терпи, многострадальная!
 Нам правды не найти…
 Ты – крепостная женщина»,−

призывает Матрену мудрый старец Савелий, с лихвой познавший за свою долгую жизнь все тяготы крепостного бесправия, осознавший бессмысленность одинокого противостояния существующему в России социальному устройству. На фоне крепостного произвола ярче и самобытнее просматриваются сила характера, жизнестойкость некрасовской героини.
Я стараюсь не допустить отождествления учащимися проблем крепостной крестьянки и современной женщины, так как это не приблизит, а принизит образ Матрены. Наивные ученические попытки проанализировать этот образ вне истории, ошибочно оценить героиню и ее поступки по меркам сегодняшнего времени  нет-нет да и проскальзывают на уроке. Например, подчеркивается отсутствие у Матрены образования, категорически осуждается избыток покорности мужу, его семье. Тактично напоминаю ученикам  о том, что хотя мы и встречались в лирике со случаями образованности в среде крепостных (к примеру − «В дороге»), но все же это были факты исключительные, нетипичные, а о том, что, по устоявшейся народной традиции,                                

«Сноха в дому последняя-
 Последняя раба»,−

говорит и сама героиня. Чаще всего вспоминается здесь судьба еще одной, такой же бесправной снохи, правда – купеческой, героини драмы «Гроза» А.Н.Островского – Катерины. Напоминаю, что близость купеческой традиции  и народной замечалась  известными нам славянофилами.
Но для меня на этом уроке важно поднять иные пласты в поэме Некрасова, осветить тему под другим ракурсом. Поэтому, прервав на время разговор о крепостной крестьянке, предлагаю ученикам послушать стихотворения поэтов более позднего периода о женщинах эмансипированных. Подготовленная ученица читает небольшой отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Монолог женщины»:Современная женщина, современная женщина!



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
0 #1 Антон 06.05.2014 14:50
Отличная статья!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru