Страница 2 из 10
Величавая славянка, сильная волевая женщина, умелая расторопная труженица, любящая мать, некрасовский тип женщины, народный идеал красоты, − вот такие верные и сразу, по сути, обобщающие определения дают учащиеся образу некрасовской героини во время фронтального опроса. Один из учеников обращает внимание класса на весьма примечательную метафору, употребленную автором при характеристике Матрены – «корова холмогорская»: − Вспоминается, − говорит он, − герой Тургенева, Павел Петрович Кирсанов, который тоже отличался обликом «изящным и породистым». Но тот – аристократ, а здесь – крепостная… Размышления ученика стоит направить: − Заметил ли, что здесь подчеркивается не искусная обработка облика, а его естество? Согласен ли, что в народных разговорах это звучит комплиментом?
Найдет ли отклик судьба некрасовской героини в сердцах современных подростков?Матрена Тимофеевна Корчагина – крепостная крестьянка середины ХIХ века из Российского Подмосковья – из Клина. Ее горе, ее счастье − могут ли они сегодня вызвать чувство сопричастности? Действительно, источник ее бед не узреть в полной мере без экскурса в историческое прошлое, без осмысления своеобразных классовых антагонизмов ушедшего столетия. «Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правды не найти… Ты – крепостная женщина»,−
призывает Матрену мудрый старец Савелий, с лихвой познавший за свою долгую жизнь все тяготы крепостного бесправия, осознавший бессмысленность одинокого противостояния существующему в России социальному устройству. На фоне крепостного произвола ярче и самобытнее просматриваются сила характера, жизнестойкость некрасовской героини. Я стараюсь не допустить отождествления учащимися проблем крепостной крестьянки и современной женщины, так как это не приблизит, а принизит образ Матрены. Наивные ученические попытки проанализировать этот образ вне истории, ошибочно оценить героиню и ее поступки по меркам сегодняшнего времени нет-нет да и проскальзывают на уроке. Например, подчеркивается отсутствие у Матрены образования, категорически осуждается избыток покорности мужу, его семье. Тактично напоминаю ученикам о том, что хотя мы и встречались в лирике со случаями образованности в среде крепостных (к примеру − «В дороге»), но все же это были факты исключительные, нетипичные, а о том, что, по устоявшейся народной традиции,
«Сноха в дому последняя- Последняя раба»,−
говорит и сама героиня. Чаще всего вспоминается здесь судьба еще одной, такой же бесправной снохи, правда – купеческой, героини драмы «Гроза» А.Н.Островского – Катерины. Напоминаю, что близость купеческой традиции и народной замечалась известными нам славянофилами. Но для меня на этом уроке важно поднять иные пласты в поэме Некрасова, осветить тему под другим ракурсом. Поэтому, прервав на время разговор о крепостной крестьянке, предлагаю ученикам послушать стихотворения поэтов более позднего периода о женщинах эмансипированных. Подготовленная ученица читает небольшой отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Монолог женщины»:Современная женщина, современная женщина!
|
Комментарии