Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Сильнейшее из чувств. Счастливейшее – для женщины такого типа, как Матрена Тимофеевна.
− Она и Демушка – самая лучезарная зарисовка в поэме, − отмечают ученики и вспоминают тут же сцену из романа Тургенева «Отцы и дети», где, любуясь Фенечкой и Митей, автор пишет о том, что ничего нет в мире прекраснее молодой матери со здоровым ребенком на руках.
− Да, разумеется,− подтверждаю я, − с этого момента, с рождения первенца, в поэму влилась самая светлая струя – мысли и чувства матери. Женщина живет детьми. Они – ее опора и счастье.
− А вот у Катерины из драмы Островского «Гроза» не было детей, − говорит кто-то из ребят. – И не за что было ухватиться несчастной, сломалась от первых ударов судьбы. Некрасовской молодой матери есть ради чего жить, поэтому она выносит все:                                                 

«Что ни велят – работаю,
Как ни бранят − молчу».

С рождением ребенка жизнь обретает смысл. Вместо гнева – в сердце добро; все вокруг озарено улыбкой любимого первенца. «Великое, святое слово: мать…»Материнство для Некрасова всегда неоспоримое начало жизни. Истина абсолютная,  утвержденная еще старинными священными книгами, увековеченная шедеврами искусства народов мира.
И поэтому я стремлюсь расширить эту тему эпизодическим «выходом»  за пределы мира некрасовского творчества. Звучит гимн «Аve Maria!» Франца Шуберта. Перед учащимися – репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля и картины В.Перова «Христос и Богоматерь у житейского моря».  На некоторое время я оставляю детей наедине с этими прекрасными творениями музыки и живописи, наедине с их собственными мыслями и чувствами. Наиболее яркие впечатления прошу передать в сочинениях-миниатюрах, в двух-трех предложениях. Это задание не отнимет много времени от урока, но всколыхнет души подростков, обратит их помыслы  к любви, добру, состраданию, красоте.
Вот одна из ученических миниатюр, выполненных на этом этапе урока: «Красива, нежна, юна,  трогательно-доверчива рафаэлевская мадонна с очаровательным младенцем на руках. Она несет его, как бы протягивая его кому-то…Нам, людям? Жившим? Живущим? Сквозь века!»
Многие ученики отмечают и другой мотив – трагический, − сопровождающий тему материнства в искусстве: «…Но почему, почему даже в Библии материнскому, Богом данному началу, сопутствуют горестная разлука, трагические испытания? Именно это тревожное настроение испытываем мы, когда смотрим на картину В.Перова».
Человек с незапамятных времен отдает дань материнству. В Библии прославлено имя девы Марии. Но сравнительно немного места уделено  описанию материнских страданий Марии. Эта библейская недоговоренность, умолчание тревожили души поэтов. Вслушаемся хотя бы в строчки из «Реквиема» Анны Ахматовой:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
 А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.− Почему же никто не смеет  взглянуть на мать распятого Иисуса? − спрашиваю у собеседников.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
0 #1 Антон 06.05.2014 14:50
Отличная статья!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru