Страница 5 из 10
Сильнейшее из чувств. Счастливейшее – для женщины такого типа, как Матрена Тимофеевна. − Она и Демушка – самая лучезарная зарисовка в поэме, − отмечают ученики и вспоминают тут же сцену из романа Тургенева «Отцы и дети», где, любуясь Фенечкой и Митей, автор пишет о том, что ничего нет в мире прекраснее молодой матери со здоровым ребенком на руках. − Да, разумеется,− подтверждаю я, − с этого момента, с рождения первенца, в поэму влилась самая светлая струя – мысли и чувства матери. Женщина живет детьми. Они – ее опора и счастье. − А вот у Катерины из драмы Островского «Гроза» не было детей, − говорит кто-то из ребят. – И не за что было ухватиться несчастной, сломалась от первых ударов судьбы. Некрасовской молодой матери есть ради чего жить, поэтому она выносит все:
«Что ни велят – работаю, Как ни бранят − молчу».
С рождением ребенка жизнь обретает смысл. Вместо гнева – в сердце добро; все вокруг озарено улыбкой любимого первенца. «Великое, святое слово: мать…»Материнство для Некрасова всегда неоспоримое начало жизни. Истина абсолютная, утвержденная еще старинными священными книгами, увековеченная шедеврами искусства народов мира. И поэтому я стремлюсь расширить эту тему эпизодическим «выходом» за пределы мира некрасовского творчества. Звучит гимн «Аve Maria!» Франца Шуберта. Перед учащимися – репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля и картины В.Перова «Христос и Богоматерь у житейского моря». На некоторое время я оставляю детей наедине с этими прекрасными творениями музыки и живописи, наедине с их собственными мыслями и чувствами. Наиболее яркие впечатления прошу передать в сочинениях-миниатюрах, в двух-трех предложениях. Это задание не отнимет много времени от урока, но всколыхнет души подростков, обратит их помыслы к любви, добру, состраданию, красоте. Вот одна из ученических миниатюр, выполненных на этом этапе урока: «Красива, нежна, юна, трогательно-доверчива рафаэлевская мадонна с очаровательным младенцем на руках. Она несет его, как бы протягивая его кому-то…Нам, людям? Жившим? Живущим? Сквозь века!» Многие ученики отмечают и другой мотив – трагический, − сопровождающий тему материнства в искусстве: «…Но почему, почему даже в Библии материнскому, Богом данному началу, сопутствуют горестная разлука, трагические испытания? Именно это тревожное настроение испытываем мы, когда смотрим на картину В.Перова». Человек с незапамятных времен отдает дань материнству. В Библии прославлено имя девы Марии. Но сравнительно немного места уделено описанию материнских страданий Марии. Эта библейская недоговоренность, умолчание тревожили души поэтов. Вслушаемся хотя бы в строчки из «Реквиема» Анны Ахматовой:
Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.− Почему же никто не смеет взглянуть на мать распятого Иисуса? − спрашиваю у собеседников.
|
Комментарии